«Прошу зачислить меня  в действующую армию, ибо это является моей обязанностью перед Родиной». Так писали костромичи­-добровольцы в сентябре 1941 года.

Из Костромской области во время Великой Отечественной войны на защиту Родины отправились тысячи добровольцев. Коммунисты и комсомольцы, служащие и рабочие предприятий писали заявления с просьбами, а иногда и требованиями — зачислить их в действующую армию. Их судьба сложилась по­-разному. Кто-­то погиб на фронте в первые же дни, кто-­то вернулся домой с Победой, а кто-­то связал свою жизнь со службой в армии. Но их заявления, написанные в далеком 1941 году, хранит сегодня Государственный архив новейшей истории Костромской области. Мы продолжаем проект «Доброволец», где расскажем о тех людях, кто добровольно ушел на фронт.

Николай Пискунов, токарь ЦММ «Главльнопром» СССР:

Судьба уготовила Николаю Васильевичу долгий и славный боевой путь. В своем заявлении он писал: «Прошу зачислить меня в действующую армию, ибо это является моей обязанностью перед Родиной». И эту обязанность он выполнил достойно.

Мы можем предположить,  что с сентября 1941­го по весну 1942 года наш земляк проходил обучение. Ведь на фронт в июне 1942 года он попал уже в звании лейтенанта. Воевал на Брянском, Северо­-Западном,  1­м Белорусском и 1­м Украинском фронтах.

О его боевом пути известно и много, и мало одновременно. Вот такой парадокс! Дело в том, что Николай Васильевич занимался шифросвязью. Понятно, что он имел дело с документами и сведениями, часть из которых и сегодня хранится под грифом «совершенно секретно».  Но наш земляк неоднократно отличился, и его наградные листы дают нам представление о его работе на фронте.

В 1943 году, когда он был представлен к первой своей награде – медали «За боевые заслуги», Николай Васильевич служил помощником  начальника шестого отдела  штаба 197­й стрелковой Брянской Краснознаменной дивизии. Наградили нашего земляка-­добровольца по совокупности заслуг. «Десятки раз обрабатывал шифротелеграммы / боевые приказы и распоряжения при артминометном огне противника, рискуя собственной жизнью.  Несмотря на это, обрабатывал с высоким качеством и своевременно», – сообщается в наградном листе.

В 1944 году и до конца войны был Николай Васильевич помощником  начальника шестого отдела  штаба 120­го стрелкового корпуса 3­й гвардейской армии 1­го Украинского фронта.  В ходе форсирования Вислы Николай Пискунов также отличился. «За время преследования противника тов. Пискунов, будучи на наблюдательном пункте комкора, в трудных условиях осуществлял шифрсвязь и обеспечивал ее бесперебойность.  В период форсирования реки Висла под сильным артминометным огнем противника лично доставлял на переправу шифртелеграммы», – рассказывается в представлении на орден Красной Звезды, который наш земляк получил в сентябре 1944­го.

В феврале 1945 года Николай Пискунов вошел в оперативную группу командира корпуса. К тому моменту он уже получил звание капитана. И получил еще одну награду – орден Отечественной войны II степени. Ведь при внезапном  соприкосновении с противником, невзирая на опасность, он сумел сохранить и доставить документы.

Потом Николай Васильевич брал Берлин, освобождал Прагу и День Победы встретил на боевом посту. Демобилизовался из армии он лишь в 1947 году в звании гвардии капитана.

Леонид Красовский, работник завода имени Красина

Если верить документам, заявление о зачислении в ряды Красной Армии Леонид Павлович написал 15 сентября, а уже через несколько дней попал на передовую. В феврале 1942 года был ранен под Старой Руссой. Степень тяжести ранения мы не знаем, но судя по тому, что в состав действующей армии Леонид Павлович вернулся лишь в 1943 году, оно было весьма тяжелым.

Сержант Красовский командовал отделением  химразведки и химзащиты 251­й отдельной роты химзащиты 254­й стрелковой дивизии. Нужно отметить, что 254­я стрелковая Черкасская, ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого дивизия одна из самых прославленных дивизий Красной Армии. Это одна из семи дивизий, награжденных пятью орденами и имеющих почетное наименование, из этих дивизий занимает первое место по числу Героев Советского Союза и шестое место среди всех соединений РККА.

Судя по наградным документам, Леонид Павлович отличался необычайным личным мужеством. В мае 1944 года он, ведя разведку, обнаружил химические вещества фашистов, а также документы, которые раскрывали замысел противника. Химическое оружие удалось захватить нетронутым. В результате сержанта Красовского представили к ордену Славы III степени.

В феврале 1945 года он совершил еще один подвиг, ведя разведку совместно с десантным батальоном. «Участвовал в отражении контратаки противника. Огнем из автомата убил пять немцев. Доставлял зажигательные средства на передовую через реку Одер. Работал под огнем по постановке дымовых завес по прикрытию от авиации противника», – так написано в наградном листе ордена Красной Звезды.

Свою третью боевую награду – орден Отечественной войны II степени – Леонид Красовский получил посмертно. Он погиб 26 апреля 1945 года, всего за несколько дней до Победы. «В наступательных боях с 16 апреля по 26 апреля 1945 года проявил стойкость, мужество и отвагу. При установлении рубежей дымопуска 16 апреля у Нидер­-Билау был ранен, но в госпиталь не отправился, а остался при роте. В боях за 26 апреля 1945 года выполнял задачу по очищению от немцев деревень Ломске и Кроста, уничтожил огнем из своего автомата не менее семи гитлеровцев. Своими стойкостью и бесстрашием воодушевлял бойцов. Был убит во время боя», – сообщается в наградном листе. Наш земляк был захоронен в Германии у деревни с таким русским названием Калина.

Владимир АКСЕНОВ