«Будущее уже наступило» – сегодня эта фраза слышна все чаще. Действительно, то, что раньше можно было прочесть только в фантастических книгах, теперь уже присутствует в нашей жизни. Одной из таких инноваций являются нейросети – искусственный интеллект, способный к выполнению разнообразных интеллектуальных задач, с возможностью самообучения. Сегодня нейросети создают произведения искусства, генерируют компьютерные игры, пишут музыку. Добралось это новшество и до Костромской области. Светлана Смирнова, доцент кафедры иностранных языков Костромского государственного университета, с помощью нейросети разработала диалоговый тренажер, способный имитировать живую беседу. Корреспондент «СП» поговорил с автором проекта и узнал, какие перспективы новые технологии открывают в сфере образования.
Применение искусственного интеллекта в сфере образования возможно уже сейчас
– Светлана Алексеевна, чем вы занимаетесь в рамках своей научной деятельности?
– Мне всегда была очень интересна тема мотивации студентов, а поскольку в наше время цифровая компетенция должна развиваться в первую очередь, мы пользуемся тем, что молодое поколение очень интересуются всеми цифровыми новинками. Сегодня для того, чтобы заинтересовать студентов, им всегда нужно предлагать что-то новое.
– Что конкретно вы делаете в этом направлении?
– Я создаю авторский цифровой обучающий материал. Как это делается? При помощи ряда программ я оформляю электронные словари и учебные пособия по английскому языку и превращаю их в так называемые флипбуки. По сути, это настоящие книги, в которых можно листать страницы, только находятся они в компьютере. В флипбук можно встроить озвученные реалистичными голосами нейросети реплики, и получится настоящая озвученная цифровая книга. Наши студенты могут пользоваться этими материалами дома. Это значительно расширяет учебное пространство и наши возможности.
Кроме того, мы работаем с цифровыми тренажерами, которые позволяют развивать коммуникативную компетенцию, также прорабатывать грамматический и лексический материал. У ребят, занимающихся с диалоговым тренажером, постепенно снимается языковой барьер, то есть страх говорения на иностранном языке. У них появляется хоть и виртуальный, но англоговорящий собеседник.
Диалог начинает тренажер, студент отвечает
– Расскажите о том, как вы пришли к идее создания диалогового тренажера.
– Мне показалась интересной идея создания авторского проекта, в котором имитируется собеседник, разговаривающий на английском языке. Я хотела создать такой тренажер, который воспроизводит именно живую беседу, а не простой шаблон из вопросов и ответов. Мои студенты, согласно замыслу, должны не только отвечать на вопросы виртуального собеседника, но и задавать свои. В свою очередь искусственный интеллект корректно должен отвечать на вопросы от студентов.
– Как вам удалось разобраться в технической части?
– По образованию я не программист, а гуманитарий. У меня нет специального образования и познаний, которые бы позволили мне создать что-то инновационное с точки зрения технологии. Я использую лишь то, что было создано раньше меня, и превращаю это в готовый обучающий продукт.
– Отличительная черта искусственного интеллекта – это способность к самообучению. У вашего тренажера она есть?
– Не совсем. Это не тот уровень искусственного интеллекта, который присутствует в «Алисе» или «Сири». Сам диалоговый тренажер – это не нейросеть, он лишь создавался с ее помощью. Несмотря на это, в нем все же заложены алгоритмы, позволяющие давать верные ответы на задаваемые вопросы. Это именно тренажер, а не генератор искусственной речи.
– Программа способна оценивать студентов?
– Оценку дает не искусственный интеллект, а сам преподаватель, находящийся в этот момент рядом. Если студент беседует с цифровым собеседником дома, он может записать разговор на видео и выслать преподавателю для проверки.
– Как выглядит общение с искусственным интеллектом?
– Самый простой вариант, который мы используем на занятиях, – это имитация ситуации настоящего разговора с живым человеком. По легенде, студенты созваниваются по видеосвязи со «студенткой-сверстницей из Великобритании» (ее внешность, историю и прочие подробности генерирует нейросеть), узнают ее имя, видят ее изображение. Диалог начинает тренажер, задача студента – поддержать беседу. С этим заданием обучающиеся справляются относительно легко; больше трудностей вызвало задание, когда студенты должны были задавать вопросы сами, ориентируясь на предложенные ответы.
Для студентов-магистров мы используем другие, более сложные сюжеты, такие как научная конференция, собеседование при приеме на работу и другие. С помощью нейросети таких ситуаций можно создать бесконечное множество. Это большой плюс, так как практика таких диалогов может помочь выпускникам в реальной жизни.
Молодому поколению очень нравится работать с цифровыми источниками
– Как на все эти нововведения реагируют студенты?
– Я считаю, что молодое поколение всегда положительно реагирует на все, что связано с технологиями. Они разбираются в них гораздо лучше и адаптируются гораздо быстрее. Приведу пример: под моим руководством студентка, обучающаяся в КГУ на 1-м курсе по направлению подготовки «Учитель начальных классов и организатор детского движения», Мария Борисова разработала проект цифрового озвученного словаря для учеников начальной школы. Будущие специалисты, к слову, очень хорошо понимают, насколько важна визуальная и аудиальная поддержка для младших школьников. Словарь прошел апробацию в 17-м лицее, и мы получили положительный отклик – детям очень нравится работать с цифровыми источниками. Применив цифровой словарь, мы доказали, что дети гораздо лучше усваивают материал в электронном виде, нежели классический учебник. Сейчас мы представили результаты нашего исследования на конференцию.
– В последнее время можно услышать мнение, что учить иностранные языки вообще не имеет смысла, так как уже сейчас существуют нейросети, которые автоматически переводят текст и говорят вместо нас. А ведь технологии будут развиваться и дальше… Вы согласны с этим утверждением?
– Я в корне не соглашусь. Мы не знаем, как технологии будут развиваться дальше и что ждет наших детей. Вероятно, знание иностранных языков пригодится, обретет еще большую актуальность. В цифровую эпоху язык остается востребованным, потому что зачастую вся необходимая информация представлена только на языке. Да и сами студенты с появлением многочисленных переводчиков не начали хуже относится к изучению нашего предмета, скорее наоборот. Я думаю, что говорить о потере актуальности изучения языков, как минимум, преждевременно. Конечно, нейросети, переводчики и тренажеры помогают нам, но в конечном итоге они не заменят живого человеческого общения.
Дмитрий СЕРГЕЕВ