В феврале этого года Костромская областная Дума учредила новую памятную дату в честь земляков, участвовавших в ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Свой праздник ликвидаторы отмечают 30 ноября. Дата эта выбрана потому, что в этот день завершилось строительство объекта «Укрытие» – железобетонного саркофага, накрывшего вместе с реактором разрушенный четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС. Как признаются сами ликвидаторы, для них это стало Днем Победы, когда мирный атом, ставший вдруг угрозой для человечества, был сдержан. На 1 октября в Костромской области проживают более 1100 таких людей. Накануне праздника мы собрали несколько историй наших земляков, работавших в Чернобыле. На разных должностях, в разное время и в разных точках. Но всех их объединяет героизм, верность долгу, самоотверженность.

Сергей Савельев, председатель Нерехтской общественной организации «Союз «Чернобыль»:

Сергей Савельев вместе со многими другими жителями Костромской области принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской атомной станции. Ему было двадцать восемь лет, когда пришла повестка из военкомата. Совсем еще молодой человек. «Вызвали, сказали пройти медицинскую комиссию, и мы поехали», – вспоминает Сергей Александрович.

В начале 1987 года он с небольшой группой других костромичей отправился в Чернобыль. Его назначили командиром автомобильной роты. Подразделение располагалось в тридцатикилометровой зоне отчуждения. «Мой рабочий день начинался рано утром, в три часа подъем, завтрак и в четыре мы уже выезжали. Наши КамАЗы самосвалы стояли в пяти километрах от станции, они нам достались от горьковчан, которые работали там до нас», – рассказывает Сергей Савельев.

Среди множества работ, которые пришлось выполнять автомобильному подразделению Сергея Александровича, была и засыпка песком известного рыжего леса – шестьдесят три гектара. Той самой лесной полосы, над которой прошло радиоактивное облако. Кроме того, вывозили извлекаемое со станции оборудование, в основном из здания реакторного цеха, административного комплекса и центральных складов, для захоронения в могильник.

«Жили в палатках, без выходных и праздников», – вспоминает Сергей Александрович. Всего наш герой провел в Чернобыле пять месяцев и семнадцать дней. На протяжении двадцати пяти лет он возглавляет Нерехтское отделение общественной организации «Союз «Чернобыль». «Из ста восьми нерехтчан, побывавших в Чернобыле, осталось шестьдесят три. В память о погибших ликвидаторах установили стелу. Проводим в школах уроки мужества. В прошлом году встречался со студентами Костромского автотранспортного колледжа», – делится он.

Владимир Горланов, Кострома:

– Попал я туда элементарно. Военкомат написал повестку, и меня отправили. У меня так-то образование энергетическое. А там ядерный реактор. Выбора особо не было. Приехал в Курск, выдали форму, переодели и сразу туда направили. По приезде в бригаду назначили заместителем командира батальона по комсомольской работе. Мы ездили на станцию, убирали мусор. Принимать это было не тяжело. Да и не особо страшно – никто не знал ничего, это сейчас немножечко начали раскрывать какие-то секреты, что и как, тогда еще ничего не было. А тогда ехали ребята, которые никогда с этим не сталкивались. В основном мы убирали радиоактивный мусор. Все остатки, чтобы они не разлетались и их смогли быстрее уничтожить. Пробыл я там не больше месяца: как получил дозу, сразу домой отправили.

Праздник действительно важный. Ведь сейчас в живых осталось очень мало и хочется, чтобы о нас тоже не забывали. Ведь мы чтим память героев Великой Отечественной войны, солдат, которые отдали свои жизни в это непростое время. Поэтому считаю, что про этот праздник тоже не стоит забывать. Ведь многие там погибли.

Николай Бедарев, Волгореченск:

– Я в 1986 году работал в Эфиопии. У меня заканчивался контракт летом, а весной объявили, что у нас вот такая трагедия произошла. Восприняли, конечно, все тяжело, потому что в России раньше подобного не было. Вернувшись домой, я приехал в Кострому, направился в военкомат. Ведь по образованию я являюсь офицером запаса химических войск. И мне сразу сказали, что я поеду. Дали месяц с семьей побыть и отправили на ЧАЭС. Вот таким образом я попал, как и все. В Чернобыле стал руководителем бригады. В подчинении у меня было человек 30. Сначала работали на энергоблоке, затем в подвале. Еще землю разравнивали вокруг. В общей сложности был я на энергоблоке 33 раза, пока у меня уже кровь из носа не пошла. После этого иммунитет у меня сел до нуля, и отправили меня домой. Потом начались многие болячки, а что поделать, главное, что жив остался.

Очень рад, что теперь у нас есть такой замечательный праздник. Многих в живых уже нет, и друзей моих почти никого на свете не осталось. Хочется вспоминать этих ребят, ведь они внесли неоценимый вклад в нашу общую безопасность, рисковали своими жизнями. Отмечать буду обязательно. Это очень сильно отразилось на моей жизни, на мне и на моем здоровье. Считаю, что нужно помнить этот день и относиться к этой памятной дате с уважением.

Георгий Тащиев, депутат Костромской областной Думы, председатель областной общественной организации «Союз «Чернобыль» :

– Для меня лично, да и для большинства моих коллег, 26 апреля 1986 года ассоциируется с началом войны. На встрече со своими однополчанами, единомышленниками мы искали дату, которую можно считать окончанием нашего сражения. И пришли к мнению, что это день, когда была поставлена последняя подпись в государственном акте о принятии объекта «Укрытие» в эксплуатацию. И 14 декабря газета «Правда» об этом сообщила небольшой заметкой. Важно отметить, что основные работы были окончены в конце 1986 года, а зимой 1987-го начали выводить войска, потом сроки командировок были увеличены, поскольку опасность была меньше.

Интересно, что в Крыму и Севастополе памятная дата 30 ноября была установлена давно. В нашем регионе коллеги-депутаты поддержали инициативу в прошлом году. А уже сейчас многие субъекты Федерации хотят внести эту дату в свои праздничные календари. Но неофициально она отмечается очень давно. Даже открытие монумента на Поклонной горе состоялось 30 ноября. Значит, помнят именно этот день!

Меня спрашивают, что я сам вспоминаю о Чернобыле. Скажу просто: я был в служебной командировке. Я должен был выполнить приказ, любую поставленную передо мной задачу. И я поехал защищать страну, да и Европу от мирного атома. Вот и все.

Ксения СУВОРОВА

Фото из архива собеседников