В сентябре этого года Костромской музей-заповедник впервые за пять лет возобновил этнографические экспедиции. Во время поездки специалисты обнаружили около двухсот предметов крестьянского быта. Как исследование повлияло на фонд музея и насколько это важно для развития нашего региона? Подробности журналист «СП» узнал из первых уст.

От станка до целого двора

Экспедиция должна была состояться еще в 2020 году, но свои коррективы в планы внесла пандемия. По словам заведующего архитектурно-этнографическим отделом Костромского музея-заповедника Романа Мальцева, в итоге благоприятные условия сложились в этом году, появилась возможность съездить после туристического сезона.

Основная подготовка легла на плечи специалистов Шарьинского филиала музея-заповедника. Они собирали информацию, много общались с местными жителями и краеведами, изучали письменные источники. Благодаря их стараниям был определен список мест и деревень, особенно интересных для участников экспедиции.

В Шарьинский район на «разведку» отправились специалисты архитектурно-этнографического отдела Костромского музея-заповедника. За четыре дня вместе со своими шарьинскими коллегами они посетили более десяти населенных пунктов. И результаты превзошли все ожидания: удалось найти более двухсот предметов. Все они относятся к крестьянскому быту рубежа XIX-XX веков и представляют культурно-историческую ценность.

Двор XIX века, хранящий пласт крестьянской истории

Назначение некоторых вещей теперь понятно лишь специалистам. Современный человек ими не пользуется уже давно. Среди находок — как маленькие, так и крупногабаритные предметы. Одна из ключевых – деревянный токарный станок. Кроме того, участникам экспедиции удалось обнаружить практически полностью сохранившийся двор в крестьянском доме — с сеном и всеми орудиями крестьянского быта. Перевезти находки в Кострому оказалось не так просто, пришлось потратить несколько дней, ведь многие из них просто не помещались в машину.

Путешествие к руинам

Главной точкой притяжения экспедиции стала деревня Притыкино. Именно отсюда в свое время перевезли в Кострому часовню XIX века, которая сегодня является частью экспозиции архитектурно-этнографического отдела Костромского музея-заповедника. Место ее прежнего расположения на высоком берегу реки Ветлуги указала местная жительница.

Место, где обнаружили часовню XIX века

Благодаря старожилам удается находить много деревень, проехать к которым не представляется возможным, некоторых уже просто нет – лишь руины. Но экспедиция все-таки пробиралась сквозь самые густые леса: фиксировали текущее состояние.

Экспонаты, найденные в деревне Притыкино

Конечно, погода «подкачала», но специалисты не отчаивались. Несмотря на дождь и ветер, они находили пути к домам, много лет стоявшим открытыми и одинокими, но сохранившим в себе неповторимый стиль северо-востока региона, его архитектурные особенности и отличительные черты. Как правило, такие избы строились на высоких подклетах, с дворами, служащими продолжением дома, разделенными на две части.

«Отдельные конструктивные элементы можно увидеть только сейчас, когда дома находятся в полуразрушенном состоянии. Например, врубки, которые соединяют бревна», – поясняет Роман Мальцев.

Пласт истории ушедших веков

Предметы, найденные экспедицией, сейчас можно увидеть в одной из избушек архитектурно-этнографического отдела Костромского музея-заповедника. Прикасаться к ним специалисты советуют лишь в перчатках. И дело не в том, что можно повредить ценный экспонат. Просто вещи, которым полторы сотни лет, еще не продезинфицированы, а это обязательный процесс для находок с такой большой историей.

На первый взгляд, новые экспонаты выглядят неказисто, ведь выполнены руками самих крестьян. Но среди них встречаются и особенно интересные экземпляры. Например, прялка для девочки-подростка. Или набор для изготовления валенок – он сохранился полностью, включая инструмент. Музейные работники предполагают, что в месте, где обнаружены эти вещи, когда-то жил мастер, производивший валенки на продажу.

Также среди находок — деревянные бочки, вилы из корневища елки… Сегодня они уже ушли из обихода, а когда-то, и даже не так давно, вплоть до 50-х годов прошлого века, были еще необходимыми в быту предметами.

Сто лет в обед?

Как правило, чтобы определить, сколько лет тому или иному экспонату, специалисты проделывают большую работу. Но по предметам крестьянского быта эпоху угадать не так сложно. Проще всего иметь дело с подписными предметами, например, с прялками, которые чаще всего датируются по аналогии, то есть соответствуют своему времени. Тем более в музее достаточно специалистов, в том числе реставраторов, способных определить временной период по аналогии или на основании собственного опыта. Также возраст подобных экспонатов можно определить по виду. А в случае сомнений всегда выручает экспертиза.

Все двести найденных в экспедиции предметов музей подготовит к экспонированию. Часть пойдет в фонды, часть — на выставку, в том числе и интерактивную, где вещи можно будет трогать руками и даже практиковаться в ремеслах.

Майя КОРНИЛОВА

Фото пресс-службы Костромского музея-заповедника

Роман МАЛЬЦЕВ, заведующий архитектурно-этнографическим отделом Костромского музея-заповедника:

– Одна из главных функций музея – сохранить пласт культуры и передать его следующим поколениям. Чтобы и через сто, и через двести лет увидеть и прикоснуться к самой настоящей истории. На следующий год мы планируем доисследовать Шарьинский район — есть еще несколько деревень, куда мы не попали и откуда привезена большая часть объектов. Стоит отметить, что также планируем проводить реконструкции исторических событий или праздников этнографического цикла для школьников.

Александр ТУРЫГИН, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КГУ:

– Полевые этнографические экспедиции определенно представляют ценность и значимость не только для науки, но и для общества, выстраивающего и поддерживающего собственную идентичность. На мой взгляд, актуальность этнографических экспедиций связана с рядом моментов. Во-первых, с точки зрения сохранения культуры: многие локальные народные культуры в последнее время исчезают или растворяются в так называемой глобальной, массовой культуре. Это влечет за собой необратимую и невосполнимую утрату так называемых «культурных корней» самого общества. Во-вторых, этнографическое знание, получаемое в результате полевых экспедиций, дополняет и формирует исторический облик Костромской области. В-третьих, этнографическая культура, которая близка каждому уже по факту рождения и проживания на определенной территории, обладает, на мой взгляд, мощным потенциалом духовного развития и совершенствования, что важно с точки зрения воспитания патриотизма.

Анна ДЕМЧЕНКО, методист архитектурно-этнографического отдела Костромского музея-заповедника:

– Женских вещей в коллекции больше. В том числе трепала, которыми трепали лен. Складывали на какую-то поверхность, допустим, на ту же прялочку, прикрепляли и трепалом его обтрепывали. А также необычный рубель для раскатки шерсти, обитый железом. Колодки наборные, которые соединяются таким образом, что можно подогнать под любой размер.