В регионе не первый год действует программа «Обучение детей плаванию на территории Костромской области». Ее главная задача – профилактика и предупреждение чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с гибелью детей на воде. О программе, ее сложностях и результатах, а также о себе рассказал «Северной правде» один из педагогов – тренер Мантуровской детско-юношеской спортивной школы Евгений Кумсков.

В спорте с самого детства

– Расскажите, у вас с самого детства была тяга к спорту?

– Да. Мой папа был мастером спорта, а я вместе с ним всегда был. Все время, с самого детства в спортзале, даже выбора особо не было.

– Кому из тренеров вы бы сказали особое спасибо?

– Отцу. Он у меня хоть и второй тренер, но всегда поддерживал, подсказывал и верил в меня. Благодаря ему я пришел в баскетбол. А после нашего переезда в Мантурово он начал тренировать меня самостоятельно, так как площадки здесь не было.

– Как вы пришли в плавание? За что вы его любите?

– Когда стартовала губернаторская программа по обучению детей плаванию, глава нашего города отправил на обучение. Пройдя курсы подготовки, мы начали уже непосредственно работать с детьми. Сам по специализация я баскетболист. Но город нуждался в реализации программы, и не оставалось ничего, кроме как взять это на себя и стать тренером по плаванию. Этот спорт очень люблю, отличная тренировка для всех спортсменов.

– Что вы считаете самым сложным на пути к спортивному успеху?

– В наше время – финансирование. Если его нет, то и нет соревнований, а без этого, конечно, очень сложно. Тем более сейчас мировой спорт отсоединил нас, и я даже не представляю, как тяжело спортсменам, которые долго и упорно готовились к Олимпиадам.

Тренер – это призвание

– Как вы стали тренером? Что самое сложное было для вас в этой профессии?

– Тренером я стал осознанно. Окончив школу, поступил в КГУ на факультет физического воспитания. Во время учебы продолжал сам тренироваться, защищал честь университета. Потом поработал на фанерном комбинате, а когда там закончилось все со спортом, я ушел в спортивную школу. Самое сложное – заинтересовать детей на первой стадии, когда они только пришли. Сложно заманить их в спорт, а потом даже не выгонишь.

– Согласны ли вы с фразой о том, что тренером нужно родиться?

– Не всегда, но доля правды в этом есть. Не все мастера спорта становятся тренерами. Здесь самое главное – желание работать с детьми и проявлять любовь к ним. То есть если этого нет, то не важно, какие у тебя были, есть и будут достижения, ты все равно не сможешь найти общий язык с подрастающим поколением. Можно сказать, в этом случае просто крах карьеры, так как дети должны тянуться к тебе. Вот если взять даже сейчас, то нынешнее поколение очень сильно поменялось, и приходится перестраиваться под них, придумывать что-то, чтобы найти общий язык. Это нужно для того, чтобы донести нужную информацию до них. Они должны эту информацию обработать и дальше впустить в дело.

– Вам нравится работать с детьми?

– Нравится не нравится – это такая работа. И если ты пришел в нее, то нужно трудиться до конца. Здесь главное – делать все на 100 процентов, иначе результата не будет, дети чувствуют фальшь. Я даже за собой замечаю. Вот где-то что-то не доработал, а дети, они как губка, сразу это впитывают в себя. Потом и результат соответствующий.

Дети должны иметь базовые навыки в плавании

– В нашем регионе уже несколько лет работает программа бесплатного обучения детей плаванию. Она действительно была нужна?

– Программа очень хорошая, но у нас нехватка бассейнов. Конечно, есть речка и она спасает. Обучаем детей на ней, не далеко от нас Шарья, туда тоже можно съездить. Очень мало бассейнов, на которых можно круглогодично обучать детей, потому что водных объектов у нас много, а закрытых почти нет. Когда жара и детям хочется купаться, мы совмещаем приятное с полезным. Когда ты знаешь, что ребенок хорошо плавает, держится и не боится воды, то как-то спокойнее. Пусть он не будет мастером спорта, но если он сам может проплыть 50 метров от опасности, то уже жизнь спасена. Детям очень нравится, и, когда мы хотим набирать новых, научившиеся плавать не уходят и хотят продолжать заниматься.

– Много ли детей хотят научиться плавать? Тяжело проходит обучение?

– Скажу честно – некоторые даже боятся голову в воду опустить. Мы помогаем им перебороть страх, даем основу. Стараемся не брать тех детей, которые уже умеют плавать, потому что знаем: они могут на воде держаться и в любом случае доплывут до берега. Мы берем тех, которые даже представления о плавании не имеют, учим их с нуля.

Дети любят воду, она для них – «родная» стихия. Они готовы плескаться весь день. Занятие длится у нас час-два на реке, и дети просят продолжать обучение. Все проходит в игровой форме, из-за чего они быстро схватывают. Самое главное – дети понимают, что вода их держит, что они могут плыть под водой и спокойно опускают голову в воду. Мы учим до момента, пока ребенок не сможет проплыть 50 метров.

– Вы учите детей на открытой воде. С какими трудностями приходится сталкиваться?

– Самая основная трудность – это погодные условия. Потому что по ним должна соответствовать температура воды и воздуха. Мы обучаем на реке Унже, и в нашем регионе дождей нет, а в верховьях льет. Из-за этого вода то прибывает, то убывает. Если вода холодная, дети занимаются в спортзале общей физической подготовкой. Ведь, помимо непосредственно навыков плавания, ребенок должен обладать силой и выносливостью.

– Как вы контролируете безопасность детей на открытой воде?

– Во-первых, у нас все окружено буйками, все замерено. Спасать никого не приходилось, дети ответственно подходят к занятиям. У нас проходят инструктажи, на которых все внимательно слушают и соблюдают дисциплину. Дети понимают, что такое вода и какие опасности в ней могут быть. Само обучение проходит на разрешенном пляже с официально сформированными группами.

– Какой интерес к этому проявляют дети, все ли им дается легко? Как вы тренируете детей, есть какие-то секреты?

– Все зависит от физических возможностей ребенка, они все разные и сказать однозначно сложно. Любят, чтобы их похвалили, на каждого обратили внимание, как-то выделяли. Всю программу корректируем под каждого индивидуально, но результат ребенок ставит сам для себя. Наша задача – научить держаться на воде без паники и ориентироваться в ней, чтобы дети не тонули. Это один из показателей.

Майя КОРНИЛОВА

Фото из архива собеседника