В июле 2015 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил воссоздание Костромского кремля. С тех пор трудом и молитвой святыня возрождается. Для Костромской митрополии нет сегодня стройки масштабнее и важнее. Об истории, значении и будущем Костромского кремля мы поговорили с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом.

По видению Степана Воротилова

– Владыка, не так давно свет увидела ваша книга «Костромской кремль и его святыня». Как создавался этот труд? И в чем особенность вашего взгляда, как архиерея, на историю кремля?

– С момента начала восстановления Костромского кремля выпущено несколько книг и брошюр. Если говорить о последнем издании, это, по большому счету, архив рукописей и воспоминаний людей, которые в кремле служили. К примеру, протоиерея Якова Арсеньева. Книга повествует об истории кремля и его главной святыни – Феодоровской иконы Божией Матери.

В данном случае можно говорить о серьезной исторической базе этого исследования, поскольку оно основано на архивных документах. Дело в том, что церковные предания с точки зрения светских историков могут считаться ненадежными, особенно если речь идет о чудесных явлениях. Например, когда мы берем сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери. Это документ, составленный в XVII веке. А явлена икона в XIII веке. Светские историки скажут – источник ненадежный. А мы возразим – разве летопись, которую составляли под контролем царя, намного надежнее? И вот научно-исторический подход к исследованию сглаживает эти противоречия. Поэтому мы считаем необходимым издавать про Костромской кремль не только популярную литературу, но и научные изыскания.

– Костромской кремль, несмотря на прежний внешний вид, функционально отличается. Как и материалы, используемые в работе…

– Это общая тенденция нашего времени. Старые технологии, чаще всего, утеряны, а материалов, аналогичных прежним, практически нет. Вы знаете, например, что очень сложно найти известку нужного качества?! Я именно о том, старом и очень прочном растворе. И при воссоздании древних храмов, конечно, применяют новые технологии и материалы. В Костромском кремле особый случай. Мы приняли решение сделать на колокольне смотровую площадку, лифты. И это сразу изменило дальнейший подход: прежняя колокольня была полностью кирпичной, а нынешняя – из кирпича и бетона. Но, конечно, осталась лепнина, которая ее украшала. Внешние формы и колокольни, и храма мы пытались максимально сохранить. Более того, когда делали фундамент, нашли основание старого престола. У нас есть полное убеждение, что мы по размерам и по месту полностью сделали новый храм идентичным старому. Более того, Богоявленский собор будет таким, каким его задумывал Степан Воротилов. Не секрет, что в свое время храм расширили – добавили целых четыре придела. Мы решили этого не делать, а оставить в первоначальном виде.

– Вместе с тем у нового собора – два этажа…

– Да. Два этажа в храме – тоже важное отличие. Кроме того, на среднем уровне будет музей, технические помещения, а также появится нижний храм, посвященный воинам-костромичам. У него своя история. Был когда-то храм Иоанна Предтечи на улице Островского. Мы хотели восстановить его и посвятить православному воинству. Но не так легко строить с нуля храмы. Когда появилась возможность сделать на нижнем этаже Богоявленского собора храм воинской славы, мы, конечно, были очень рады.

Удобно духовенству, прихожанам, паломникам

– Когда мы говорим о Костромском кремле, то подразумеваем целый комплекс храмов, объектов. Как будут в дальнейшем использоваться, к примеру, дома соборного причта? Ведь в одном из них уже сейчас существует храм.

– Владимирский храм сейчас выполняет важную функцию – там ежедневно служится литургия. Еще в самом начале строительства об этом просил наш меценат Виктор Тырышкин, чтобы постоянно звучала молитва. Нам удалось достаточно быстро организовать домовой храм – сейчас он с росписями, появились свои прихожане. В будущем, конечно, при кафедральном соборе в этом доме разместится архиерейская резиденция, Владимирский храм также будет выполнять функцию домового храма, а еще храма крестильного. Там оборудована специальная большая купель, чтобы можно было крестить и взрослых людей. Данный дом на Чайковского, 8, сейчас реставрируется за счет федеральных средств. Их удалось получить благодаря помощи нашего Святейшего Патриарха Кирилла.

С другим домом немного сложнее. Там есть несколько частных квартир, а часть помещений принадлежат епархии. Насчет использования этого дома существует несколько вариантов, но у меня есть мечта – сделать епархиальную православную гимназию. Сейчас для нее нет подходящего помещения. Но слишком забегать вперед не хочется – прежде нужно решить вопрос и с частными помещениями, и с ремонтом здания. А кроме того, необходимо понимать – в кремль пойдет большой туристический поток. И часть помещений в доме на Чайковского, 4, который сейчас в городской собственности, мы надеемся, будет использоваться в интересах кремля. Речь идет и о пункте питания, церковной лавке, экскурсионном бюро и так далее. Думаю, сложится инфраструктура, похожая на ту, что сейчас есть в Ипатьевском монастыре. Поэтому, если коротко, задачи такие: обеспечить деятельность духовенства и храма, обеспечить инфраструктурой туристов и паломников, и хорошо бы, как я говорил, создать православную гимназию.

– Насколько мы знаем, в колокольне Богоявленского собора разместится музей. Здесь уже несколько раз проходили концерты колокольных звонов. Можно ли сказать, что в перспективе кремль станет не просто храмовым комплексом, а духовно-просветительским центром?

– Это совершенно правильно, поскольку кафедральный собор должен являться духовным центром епархии. Во-первых, планируется там два музея: в колокольне экспозиция по истории Костромского кремля, а в соборе будут выставлены старинные Евангелия, плащаницы и так далее. По своему туристическому потенциалу я бы сравнил кремль с Ипатьевским монастырем. Поэтому да, такие планы – сделать Костромской кремль духовно-просветительским центром епархии – есть.

Возрождению кремля будет рада вся Россия

– Вы уже неоднократно проводили молебны в стенах строящегося Богоявленского собора. Помните свои ощущения, когда впервые молитва прозвучала в стенах храма?

– В самом соборе мы молебны служим изредка, молимся за всех, кто участвует в строительстве. Скажу честно – у меня настроение, скорее, рабочее. Когда мы приходили и был только фундамент, тут не до каких-то эмоций. Сейчас храм, конечно, движется к завершению. Но все равно – хоть внешне он и кажется законченным, внутри еще много работы. К примеру, сейчас художники делают иконостасы. И это кропотливо, сложно и затратно. Виктор Иванович Тырышкин решает эти финансовые вопросы. Его труд огромен! Несмотря на то что строительство идет уже семь лет, мы понимаем, что задач очень много. Думаю, когда храм будет завершен, когда мы проведем там литургию, в какой-то момент эмоции будут. Сейчас же мы молимся за то, чтобы не было препятствий к строительству.

– Костромской кремль воссоздается усилиями мецената Виктора Тырышкина, митрополии, областных властей под руководством губернатора Сергея Ситникова. Как выстраивается ваше взаимодействие сегодня?

– Совершенно искренне скажу – взаимодействие налажено хорошо. Сергей Константинович, с моей точки зрения, кремль любит. И такое ощущение было с самого начала. 19 июля 2015 года, напомню историю, Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре и закладной камень Успенского собора Костромского кремля. И уже буквально через день Виктор Иванович и Сергей Константинович встретились. Губернатор рассказал, что может помочь с инфраструктурой. Виктор Иванович попросил еще помощь в проведении археологических работ. Их оплатил Александр Григорьевич Клещев, наш костромской благодетель.

И Виктор Иванович, и Сергей Константинович внимательно следят за ходом строительства. К примеру, идея подсветить кремль исходила именно от губернатора. И мы рады, что сегодня она реализована, наш кремль очень красив вечером.

Нужно отметить, что у нас существует попечительский совет кремля, который возглавляет Святейший Патриарх. Мы проводили несколько совещаний в Москве, он очень внимательный человек, вникал в проекты, в детали строительства. Поэтому у нас очень хорошая поддержка и в лице Патриарха.

– Вы неоднократно говорили, что восстановление кремля – задача, значимая для всей страны, всего православного мира. Почему возрождение святыни важно не только для костромичей?

– Кафедральный собор любого крупного, исторически важного города, которым является и Кострома, явление, выходящее за рамки региона. К примеру, в прошлом году Патриарх освятил кафедральные соборы в Казани и в Волгограде – об этом знала вся Россия. И нет никаких сомнений, что когда Святейший приедет освящать Богоявленский собор в Кострому, вся Русская Православная церковь будет знать и так же радоваться его возрождению. Кроме того, мы убеждены, что возрожденный Костромской кремль посетят миллионы россиян и иностранных туристов.

– Наш разговор проходит накануне важного для всех костромичей праздника – Феодоровской иконы Божией Матери. Что бы вы хотели пожелать землякам?

– Праздник действительно костромской, но Феодоровская икона известна во всей России. Ее очень почитала царская семья, и храмы в честь чудотворного образа есть в Петербурге, Ярославле, в других городах. Часто нас с Феодоровской иконой приглашают во множество городов и областей. За мои девять с половиной лет на кафедре мы посетили не меньше двадцати епархий. Я поздравляю костромичей с тем, что у нас есть такая святыня. Мы должны ценить это и чаще прибегать к ней для своей духовной пользы.

Владимир АКСЕНОВ

Фото автора