Разноцветные, большие и маленькие, воздушные шары на несколько часов практически полностью захватили всеобщее внимание. Все дело в том, что в Костромской области прошел VI фестиваль тепловых аэростатов. Корреспондент «СП» побывал на мероприятии, пообщался с воздухоплавателями, а также послушал яркие и незабываемые впечатления тех, кому посчастливилось полетать в качестве пассажиров.

Без полетов не прожить ни дня

Само существование фестиваля аэростатов было бы невозможно без одного неординарного человека. Андрей Воляженков, его создатель, – это человек, по-настоящему живущий воздухоплаванием. Полярный летчик, участник первой в современной российской истории экспедиции на Северный полюс, член Русского географического общества, он буквально полжизни провел в кабине самолета. В молодые годы отдыхать было некогда: летом он тушил лесные пожары на бескрайних просторах России, а зимой отправлялся в северные экспедиции. Закончив работать, Андрей Воляженков быстро понял, что ни дня не может прожить без полетов. Поэтому принял решение – создать фестиваль аэростатов. Мероприятие имело большой успех, и с каждым годом желающих прокатиться на аэростате становится все больше. На прошлой неделе фестиваль, после годового перерыва, состоялся в шестой раз. Его официальное открытие прошло в Нерехте, однако за пару дней до него воздушные прогулки уже совершались близ Костромы.

В нынешнем году, как и раньше, в фестивале приняли участие как молодые, так и опытные пилоты из разных городов России – Москвы, Калуги и Костромы. Однако в этот раз мероприятие вышло за рамки нашей страны – в нем принял участие пилот Игорь Аршавка, воздухоплаватель из Луганска.

Старт фестиваля в Нерехте

Плавный полет и мягкая посадка

Фестиваль тепловых аэростатов – а именно так профессионалы называют воздушные шары – начался 4 августа на улице Магистральной. На небольшой площадке под открытым небом собралось множество народа – пилоты, пассажиры и просто неравнодушные граждане. На получасовом брифинге пассажиры познакомились с пилотами. Песнями и шутками в добрый путь всех участников проводили сказочные персонажи Снегурочка и Умник.

Подготовка к полету

Один из самых важных факторов удачного полета на воздушном шаре – это хорошая погода. Идеальные условия для воздухоплавателей – отсутствие осадков и слабый ветер. Чтобы все было соблюдено, пилоты заранее сверились с прогнозом погоды, а непосредственно перед полетом запустили в небо небольшой, наполненный гелием метеошарик. По траектории его полета, скорости набора высоты пилоты сделали выводы о направлении и силе ветра, о высоте, на которой стоит лететь.

Кстати, о направлении ветра. Это крайне важный момент для тех, кто управляет воздушным шаром, так как именно от данного фактора (а вовсе не от воли пилота) зависит, в какую сторону полетит аэростат. Потому организаторы фестиваля заранее предусмотрели не одну, а сразу несколько посадочных площадок.

Как заверяет Андрей Воляженков, самое главное для него – безопасность всех участников полета. Именно с этой целью предпринимаются все меры, описанные выше. Если погодные условия признаются неподходящими, то запланированные заранее полеты отменяются. Так и случилось в последние два дня – из-за дождя было принято решение не рисковать и остаться на земле. А вот тем, кто участвовал в фестивале в первые три дня, повезло больше – и в Костроме, и в Нерехте погода была жаркая и безветренная.

Во время полета, длившегося от часа до полутора, все участники любовались пейзажами, делали памятные фото и видеозаписи, кто-то с переменным успехом боролся со страхом высоты… В общем, они занимались обычными для такого времяпрепровождения вещами. За этот небольшой временной промежуток впечатлений накапливалось столько, что их, вероятно, хватит на много лет вперед.

Знакомые места выглядят иначе с высоты птичьего полета

Когда воздушные шары, наконец, снова коснулись земли, практически все их пассажиры, как один, наперебой делились друг с другом разнообразными впечатлениями от пережитого: кого-то поразила панорама родного города, с высоты птичьего полета выглядящая словно архитектурный макет, кто-то восхитился природными пейзажами, родными реками и лесами… Однако практически все участники сразу после окончания полета отметили, насколько плавной и практически незаметной была посадка. Безусловно, это заслуга воздухоплавателей – как молодых, так и опытных, признанных мастеров своего дела.

Дмитрий СЕРГЕЕВ

Фото Елены Мосеевой,

Екатерины Валиуллиной

Андрей ВОЛЯЖЕНКОВ, пилот, организатор фестиваля тепловых аэростатов:

– Вопреки распространенным заблуждениям летать на воздушном шаре – занятие не только захватывающее, но еще и абсолютно безопасное. Его купол, больше всего напоминающий парашют, надежно удерживает пассажиров от падения. Горелка позволяет поддерживать оптимальную высоту и скорость. Кроме того, воздухоплаватели, так же как и пилоты самолетов или водители автомобилей, соблюдают правила движения – например, во время полета необходимо соблюдать высотные ограничения, все время поддерживать контакт с диспетчером, наблюдающим за полетом с земли.

Вера:

– Сегодня осуществилась моя давняя мечта – я впервые в жизни полетела на воздушном шаре! Впечатлений – море! Единственный минус – полет продолжался очень недолго, чуть более часа. Но зато мы летели вечером, поэтому успели насладиться закатом с высоты птичьего полета.

Оксана, пассажир теплового аэростата:

– Полет на воздушном шаре превзошел все мои ожидания! Кострома с высоты птичьего полета просто прекрасна! Больше всего поразила даже не архитектура, а обилие различных водоемов. Сколько же на наших землях разнообразных рек, речушек, озер и прудов! На следующий год я запланировала еще один полет.

Вероника ПОПОВА, летает на воздушном шаре впервые:

– Я всегда с удовольствием любовалась воздушными шарами, висящими над Костромой, но полетать самой как-то не приходило в голову. И вот в день рождения друзья подарили мне сертификат на полеты. Мы, собравшись дружной компанией, отправились в полет и – какая удача, попали именно на фестиваль воздушных шаров!

К сожалению, 4 августа, в день полета, был полный штиль, нам не удалось пролететь над центром города, не удалось с высоты птичьего полета лицезреть пожарную каланчу и торговые ряды. Поэтому в ближайшем будущем хочется повторить полет именно над «сковородкой».

Анастасия:

– Сказать по правде, у меня были сомнения относительно этого полета. В конечном итоге я согласилась прокатиться на воздушном шаре, чтобы побороть свой страх высоты. Конечно, очень волновалась – особенно в начале, перед полетом и во время взлета. Однако после того, как мы очень плавно поднялись в воздух, страх как рукой сняло. Некогда бояться, когда вокруг такие прекрасные виды!