Разноцветные, большие и маленькие, воздушные шары на несколько часов практически полностью захватили всеобщее внимание. Все дело в том, что в Костромской области прошел VI фестиваль тепловых аэростатов. Корреспондент «СП» побывал на мероприятии, пообщался с воздухоплавателями, а также послушал яркие и незабываемые впечатления тех, кому посчастливилось полетать в качестве пассажиров.
Без полетов не прожить ни дня
Само существование фестиваля аэростатов было бы невозможно без одного неординарного человека. Андрей Воляженков, его создатель, – это человек, по-настоящему живущий воздухоплаванием. Полярный летчик, участник первой в современной российской истории экспедиции на Северный полюс, член Русского географического общества, он буквально полжизни провел в кабине самолета. В молодые годы отдыхать было некогда: летом он тушил лесные пожары на бескрайних просторах России, а зимой отправлялся в северные экспедиции. Закончив работать, Андрей Воляженков быстро понял, что ни дня не может прожить без полетов. Поэтому принял решение – создать фестиваль аэростатов. Мероприятие имело большой успех, и с каждым годом желающих прокатиться на аэростате становится все больше. На прошлой неделе фестиваль, после годового перерыва, состоялся в шестой раз. Его официальное открытие прошло в Нерехте, однако за пару дней до него воздушные прогулки уже совершались близ Костромы.
В нынешнем году, как и раньше, в фестивале приняли участие как молодые, так и опытные пилоты из разных городов России – Москвы, Калуги и Костромы. Однако в этот раз мероприятие вышло за рамки нашей страны – в нем принял участие пилот Игорь Аршавка, воздухоплаватель из Луганска.

Плавный полет и мягкая посадка
Фестиваль тепловых аэростатов – а именно так профессионалы называют воздушные шары – начался 4 августа на улице Магистральной. На небольшой площадке под открытым небом собралось множество народа – пилоты, пассажиры и просто неравнодушные граждане. На получасовом брифинге пассажиры познакомились с пилотами. Песнями и шутками в добрый путь всех участников проводили сказочные персонажи Снегурочка и Умник.

Один из самых важных факторов удачного полета на воздушном шаре – это хорошая погода. Идеальные условия для воздухоплавателей – отсутствие осадков и слабый ветер. Чтобы все было соблюдено, пилоты заранее сверились с прогнозом погоды, а непосредственно перед полетом запустили в небо небольшой, наполненный гелием метеошарик. По траектории его полета, скорости набора высоты пилоты сделали выводы о направлении и силе ветра, о высоте, на которой стоит лететь.
Кстати, о направлении ветра. Это крайне важный момент для тех, кто управляет воздушным шаром, так как именно от данного фактора (а вовсе не от воли пилота) зависит, в какую сторону полетит аэростат. Потому организаторы фестиваля заранее предусмотрели не одну, а сразу несколько посадочных площадок.
Как заверяет Андрей Воляженков, самое главное для него – безопасность всех участников полета. Именно с этой целью предпринимаются все меры, описанные выше. Если погодные условия признаются неподходящими, то запланированные заранее полеты отменяются. Так и случилось в последние два дня – из-за дождя было принято решение не рисковать и остаться на земле. А вот тем, кто участвовал в фестивале в первые три дня, повезло больше – и в Костроме, и в Нерехте погода была жаркая и безветренная.
Во время полета, длившегося от часа до полутора, все участники любовались пейзажами, делали памятные фото и видеозаписи, кто-то с переменным успехом боролся со страхом высоты… В общем, они занимались обычными для такого времяпрепровождения вещами. За этот небольшой временной промежуток впечатлений накапливалось столько, что их, вероятно, хватит на много лет вперед.

Когда воздушные шары, наконец, снова коснулись земли, практически все их пассажиры, как один, наперебой делились друг с другом разнообразными впечатлениями от пережитого: кого-то поразила панорама родного города, с высоты птичьего полета выглядящая словно архитектурный макет, кто-то восхитился природными пейзажами, родными реками и лесами… Однако практически все участники сразу после окончания полета отметили, насколько плавной и практически незаметной была посадка. Безусловно, это заслуга воздухоплавателей – как молодых, так и опытных, признанных мастеров своего дела.
Дмитрий СЕРГЕЕВ
Фото Елены Мосеевой,
Екатерины Валиуллиной
Андрей ВОЛЯЖЕНКОВ, пилот, организатор фестиваля тепловых аэростатов:
– Вопреки распространенным заблуждениям летать на воздушном шаре – занятие не только захватывающее, но еще и абсолютно безопасное. Его купол, больше всего напоминающий парашют, надежно удерживает пассажиров от падения. Горелка позволяет поддерживать оптимальную высоту и скорость. Кроме того, воздухоплаватели, так же как и пилоты самолетов или водители автомобилей, соблюдают правила движения – например, во время полета необходимо соблюдать высотные ограничения, все время поддерживать контакт с диспетчером, наблюдающим за полетом с земли.
Вера:
– Сегодня осуществилась моя давняя мечта – я впервые в жизни полетела на воздушном шаре! Впечатлений – море! Единственный минус – полет продолжался очень недолго, чуть более часа. Но зато мы летели вечером, поэтому успели насладиться закатом с высоты птичьего полета.
Оксана, пассажир теплового аэростата:
– Полет на воздушном шаре превзошел все мои ожидания! Кострома с высоты птичьего полета просто прекрасна! Больше всего поразила даже не архитектура, а обилие различных водоемов. Сколько же на наших землях разнообразных рек, речушек, озер и прудов! На следующий год я запланировала еще один полет.
Вероника ПОПОВА, летает на воздушном шаре впервые:
– Я всегда с удовольствием любовалась воздушными шарами, висящими над Костромой, но полетать самой как-то не приходило в голову. И вот в день рождения друзья подарили мне сертификат на полеты. Мы, собравшись дружной компанией, отправились в полет и – какая удача, попали именно на фестиваль воздушных шаров!
К сожалению, 4 августа, в день полета, был полный штиль, нам не удалось пролететь над центром города, не удалось с высоты птичьего полета лицезреть пожарную каланчу и торговые ряды. Поэтому в ближайшем будущем хочется повторить полет именно над «сковородкой».
Анастасия:
– Сказать по правде, у меня были сомнения относительно этого полета. В конечном итоге я согласилась прокатиться на воздушном шаре, чтобы побороть свой страх высоты. Конечно, очень волновалась – особенно в начале, перед полетом и во время взлета. Однако после того, как мы очень плавно поднялись в воздух, страх как рукой сняло. Некогда бояться, когда вокруг такие прекрасные виды!