1 августа 1939 года из состава НКВД СССР была выделена служба специальной связи Народного комиссариата связи. С тех пор ее название неоднократно менялось, но суть оставалась одна: самые секретные, ценные или опасные грузы, важнейшую корреспонденцию доставляла именно эта служба. Накануне профессионального праздника мы встретились с руководителем Управления специальной связи по Костромской области Александром Синицких. О том, как работает эта уникальная служба, ­ в нашем интервью.

Автомобилем, самолетом, поездом

­ – Александр Николаевич, большая часть работы спецсвязи находится под грифом «секретно». Приоткройте эту завесу: какие задачи стоят перед Управлением сегодня?

­- Стоит начать с того, что наше Управление ­ – это структурное подразделение Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» (ФГУП ГЦСС). Вместе с аналогичными управлениями в других регионах России мы образуем большую сеть, в составе которой 73 филиала и 180 отделений и пунктов приема по всей стране. Перед нами, конечно, стоят особые задачи. Это ­ перевозка секретной и стандартной корреспонденции, драгоценных металлов, ювелирных изделий и драгоценных камней, ценных бумаг и денежной наличности, культурных ценностей, оружия, грузов оборонно-­промышленного комплекса, опасных грузов, наркотических средств и психотропных веществ и так далее. Отдельно отмечу, что именно мы перевозим избирательные документы и бланки ЕГЭ и ОГЭ.

­- В этом году спецсвязь отмечает 83 года со дня своего образования. Но ведь фельдъегерская служба существует в России со времен Павла I…

­- Понимаете, у нас есть Государственная фельдъегерская служба, как отдельная организация. Да, ее задачи схожи с нашими, но спектр целей Спецсвязи гораздо шире, как и география. Мы доставляем грузы по всей стране, в страны СНГ и дальнего зарубежья. Наша организация выходила из состава НКВД в 1939 году. Именно от этой даты мы и ведем свою историю.

­- В чем особенность работы Управления в нашем регионе?

­- В каждом регионе своя специфика. Но Кострома ­ – это ювелирная столица России. Соответственно, одним из наших приоритетных направлений является перевозка и доставка ювелирных изделий и иных ценных отправлений. И мы с гордостью можем сказать, что со всеми крупными ювелирными предприятиями Костромской области сложились доверительные отношения.

­- И, конечно, такой груз требует особых условий перевозки?

­- Любой груз требует особого подхода. Ювелирный ­ в том числе. Если груз высокоценный, то необходима перевозка только бронированным транспортом, увеличивается количество личного состава, возможно вооружение автоматическим оружием. Есть регламентирующие документы, которые определяют эти нюансы.

Интернет ­ – не конкурент бумажной корреспонденции

– Сегодня у нас есть возможность передавать зашифрованные данные через интернет, обмениваться корреспонденцией буквально за секунды. Как вы думаете, бумажный вариант по­-прежнему самый надежный?

­- Жизнь не стоит на месте. И у нас в том числе развивается цифровизация. Есть закрытые каналы связи, по которым мы проводим и видеоконференции, где идет обмен информацией. Но, к примеру, вся страна перешла на электронные трудовые книжки, тем не менее работники хотят видеть бумажный оригинал (смеется). Так и с документацией, в том числе и секретной ­ – бумажный вариант должен быть всегда.

­- Если не секрет, кто сегодня работает в Управлении специальной связи?

­- Коллектив небольшой. Можно выделить три основных подразделения: производственный и транспортный отделы, отдел продаж и клиентского обслуживания, а также административно-­управленческий персонал.

Производственный персонал – ­ это наши сотрудники, которые непосредственно выполняют работу по перевозке, обработке, доставке отправлений специальной связи. К ним относятся фельдъегеря, водители­-фельдъегеря и экспедиторы.

Просто так, с улицы, на службу в спецсвязь не попасть. Мы тщательно изучаем резюме кандидата, запрашиваем рекомендации с предыдущих мест работы. Соответствие кандидата проверяем в ходе собеседований и медицинских освидетельствований, которые необходимы для работы с оружием, сведениями, составляющими государственную тайну, и для оформления допуска к работе по перевозке наркотических средств, направляем запросы в правоохранительные органы. А дальше ­ двухмесячная подготовка.

Скажем так, более половины сотрудников – ­ бывшие военнослужащие или сотрудники органов внутренних дел. Возможно, благодаря такому серьезному подходу к подбору кандидатов, текучки кадров у нас нет. Основная часть наших сотрудников работают в службе спецсвязи довольно длительное время, более десяти лет. Есть и настоящие ветераны, например, фельдъегерь Михаил Смирнов работает в управлении с 1983 года, а заместитель начальника производственного отдела Александр Кожевников ­ – с 1993 года.

­- Но работа в спецсвязи предполагает определенный риск, на который не каждый готов решиться…

­- Скажу так, за время моей службы – ­ а это шесть лет ­ – серьезных происшествий не было. Все сотрудники, конечно, изучают нормативные документы. А они, как известно, строятся на опыте. Технология работы со спецгрузами тщательно выверена и отработана до мельчайших подробностей. И на все случаи: будь то нападение, форс­-мажор, ДТП, стихийное бедствие ­ – есть свои регламенты. Конечно, для практической отработки навыков мы регулярно проводим учебные занятия.

­- Как вы сами пришли в Управление специальной связи?

­- Моя трудовая деятельность началась в 1988 году, когда я поступил в наше училище РХБЗ. В 1992 году я его окончил, далее служил в рядах Вооруженных сил до 2003 года. А после был сотрудником госнаркоконтроля на разных должностях. С 2012-­го по 2016 год ­ до реорганизации органов ФСКН ­ возглавлял Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Костромской области. С 2016 года стал руководителем Управления спецсвязи по Костромской области. Конечно, я столкнулся с новыми задачами. Думаю, что каждый руководитель должен четко понимать, чем занимается его предприятие. Первые полгода я учился. Садился с фельдъегерями и проходил маршрут вместе с ними, наблюдал за работой водителей­-фельдъегерей, штудировал нормативную базу. У нас очень хороший коллектив и каких-­то личных трудностей не было.

Из Костромы ­ – на Крайний Север

– Какой уникальный груз вашему Управлению доводилось перевозить?

­- Особый подход, как я говорил, нужен к любому грузу. Но в 2021 году мы организовали доставку музейных ценностей для Костромского государственного историко-­архитектурного и художественного музея-­заповедника на выставку «Искусство земли костромской», проводимой в рамках программы дней культуры Костромской области в Республике Тыва в Кызыле. Город Кызыл находится от Костромы на расстоянии более четырех тысяч километров. Груз доставлялся различными видами транспорта. Сложность заключалась в специфике груза (большие габариты, вес, количество музейных предметов ­ 134 экспоната), сжатых сроках доставки, ну и конечно, в погодных условиях, так как Кызыл ­ – город в районе Крайнего Севера. Несмотря на все сложности, доставка была выполнена успешно, за что Управление получило благодарственное письмо от руководства музея. У каждого Управления есть такие интересные отправки. Например, одни коллеги перевозили кубок КХЛ. Другие ­ детали ракет.

­- Сейчас снято множество сериалов и фильмов про полицию, ГИБДД, МЧС, пожарную охрану и так далее. Как вы думаете, спецсвязь достойна отдельного сериала?

­- В 2012 году уже выходил сериал «Груз». Конечно, для эффекта сценаристы пошли на некоторые условности. Но весь спектр задач Спецсвязи, нашу повседневную работу показать достаточно сложно.

­- Что бы вы пожелали своим коллегам накануне их профессионального праздника?

­- Хочу поздравить и поблагодарить всех, кто причастен к работе спецсвязи: ветеранов службы за их многолетний труд, действующих работников, которые своим профессионализмом помогают развиваться нашему предприятию, а также наших партнеров за то, что доверяют нам перевозки своих отправлений. Хочется пожелать прежде всего здоровья, благополучия, успехов, новых достижений в нелегкой и важной работе, безопасных маршрутов и процветания!

Владимир АКСЕНОВ

Фото автора