1 августа 1939 года из состава НКВД СССР была выделена служба специальной связи Народного комиссариата связи. С тех пор ее название неоднократно менялось, но суть оставалась одна: самые секретные, ценные или опасные грузы, важнейшую корреспонденцию доставляла именно эта служба. Накануне профессионального праздника мы встретились с руководителем Управления специальной связи по Костромской области Александром Синицких. О том, как работает эта уникальная служба, в нашем интервью.
Автомобилем, самолетом, поездом
– Александр Николаевич, большая часть работы спецсвязи находится под грифом «секретно». Приоткройте эту завесу: какие задачи стоят перед Управлением сегодня?
- Стоит начать с того, что наше Управление – это структурное подразделение Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» (ФГУП ГЦСС). Вместе с аналогичными управлениями в других регионах России мы образуем большую сеть, в составе которой 73 филиала и 180 отделений и пунктов приема по всей стране. Перед нами, конечно, стоят особые задачи. Это перевозка секретной и стандартной корреспонденции, драгоценных металлов, ювелирных изделий и драгоценных камней, ценных бумаг и денежной наличности, культурных ценностей, оружия, грузов оборонно-промышленного комплекса, опасных грузов, наркотических средств и психотропных веществ и так далее. Отдельно отмечу, что именно мы перевозим избирательные документы и бланки ЕГЭ и ОГЭ.
- В этом году спецсвязь отмечает 83 года со дня своего образования. Но ведь фельдъегерская служба существует в России со времен Павла I…
- Понимаете, у нас есть Государственная фельдъегерская служба, как отдельная организация. Да, ее задачи схожи с нашими, но спектр целей Спецсвязи гораздо шире, как и география. Мы доставляем грузы по всей стране, в страны СНГ и дальнего зарубежья. Наша организация выходила из состава НКВД в 1939 году. Именно от этой даты мы и ведем свою историю.
- В чем особенность работы Управления в нашем регионе?
- В каждом регионе своя специфика. Но Кострома – это ювелирная столица России. Соответственно, одним из наших приоритетных направлений является перевозка и доставка ювелирных изделий и иных ценных отправлений. И мы с гордостью можем сказать, что со всеми крупными ювелирными предприятиями Костромской области сложились доверительные отношения.
- И, конечно, такой груз требует особых условий перевозки?
- Любой груз требует особого подхода. Ювелирный в том числе. Если груз высокоценный, то необходима перевозка только бронированным транспортом, увеличивается количество личного состава, возможно вооружение автоматическим оружием. Есть регламентирующие документы, которые определяют эти нюансы.
Интернет – не конкурент бумажной корреспонденции
– Сегодня у нас есть возможность передавать зашифрованные данные через интернет, обмениваться корреспонденцией буквально за секунды. Как вы думаете, бумажный вариант по-прежнему самый надежный?
- Жизнь не стоит на месте. И у нас в том числе развивается цифровизация. Есть закрытые каналы связи, по которым мы проводим и видеоконференции, где идет обмен информацией. Но, к примеру, вся страна перешла на электронные трудовые книжки, тем не менее работники хотят видеть бумажный оригинал (смеется). Так и с документацией, в том числе и секретной – бумажный вариант должен быть всегда.
- Если не секрет, кто сегодня работает в Управлении специальной связи?
- Коллектив небольшой. Можно выделить три основных подразделения: производственный и транспортный отделы, отдел продаж и клиентского обслуживания, а также административно-управленческий персонал.
Производственный персонал – это наши сотрудники, которые непосредственно выполняют работу по перевозке, обработке, доставке отправлений специальной связи. К ним относятся фельдъегеря, водители-фельдъегеря и экспедиторы.
Просто так, с улицы, на службу в спецсвязь не попасть. Мы тщательно изучаем резюме кандидата, запрашиваем рекомендации с предыдущих мест работы. Соответствие кандидата проверяем в ходе собеседований и медицинских освидетельствований, которые необходимы для работы с оружием, сведениями, составляющими государственную тайну, и для оформления допуска к работе по перевозке наркотических средств, направляем запросы в правоохранительные органы. А дальше двухмесячная подготовка.
Скажем так, более половины сотрудников – бывшие военнослужащие или сотрудники органов внутренних дел. Возможно, благодаря такому серьезному подходу к подбору кандидатов, текучки кадров у нас нет. Основная часть наших сотрудников работают в службе спецсвязи довольно длительное время, более десяти лет. Есть и настоящие ветераны, например, фельдъегерь Михаил Смирнов работает в управлении с 1983 года, а заместитель начальника производственного отдела Александр Кожевников – с 1993 года.
- Но работа в спецсвязи предполагает определенный риск, на который не каждый готов решиться…
- Скажу так, за время моей службы – а это шесть лет – серьезных происшествий не было. Все сотрудники, конечно, изучают нормативные документы. А они, как известно, строятся на опыте. Технология работы со спецгрузами тщательно выверена и отработана до мельчайших подробностей. И на все случаи: будь то нападение, форс-мажор, ДТП, стихийное бедствие – есть свои регламенты. Конечно, для практической отработки навыков мы регулярно проводим учебные занятия.
- Как вы сами пришли в Управление специальной связи?
- Моя трудовая деятельность началась в 1988 году, когда я поступил в наше училище РХБЗ. В 1992 году я его окончил, далее служил в рядах Вооруженных сил до 2003 года. А после был сотрудником госнаркоконтроля на разных должностях. С 2012-го по 2016 год до реорганизации органов ФСКН возглавлял Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Костромской области. С 2016 года стал руководителем Управления спецсвязи по Костромской области. Конечно, я столкнулся с новыми задачами. Думаю, что каждый руководитель должен четко понимать, чем занимается его предприятие. Первые полгода я учился. Садился с фельдъегерями и проходил маршрут вместе с ними, наблюдал за работой водителей-фельдъегерей, штудировал нормативную базу. У нас очень хороший коллектив и каких-то личных трудностей не было.
Из Костромы – на Крайний Север
– Какой уникальный груз вашему Управлению доводилось перевозить?
- Особый подход, как я говорил, нужен к любому грузу. Но в 2021 году мы организовали доставку музейных ценностей для Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника на выставку «Искусство земли костромской», проводимой в рамках программы дней культуры Костромской области в Республике Тыва в Кызыле. Город Кызыл находится от Костромы на расстоянии более четырех тысяч километров. Груз доставлялся различными видами транспорта. Сложность заключалась в специфике груза (большие габариты, вес, количество музейных предметов 134 экспоната), сжатых сроках доставки, ну и конечно, в погодных условиях, так как Кызыл – город в районе Крайнего Севера. Несмотря на все сложности, доставка была выполнена успешно, за что Управление получило благодарственное письмо от руководства музея. У каждого Управления есть такие интересные отправки. Например, одни коллеги перевозили кубок КХЛ. Другие детали ракет.
- Сейчас снято множество сериалов и фильмов про полицию, ГИБДД, МЧС, пожарную охрану и так далее. Как вы думаете, спецсвязь достойна отдельного сериала?
- В 2012 году уже выходил сериал «Груз». Конечно, для эффекта сценаристы пошли на некоторые условности. Но весь спектр задач Спецсвязи, нашу повседневную работу показать достаточно сложно.
- Что бы вы пожелали своим коллегам накануне их профессионального праздника?
- Хочу поздравить и поблагодарить всех, кто причастен к работе спецсвязи: ветеранов службы за их многолетний труд, действующих работников, которые своим профессионализмом помогают развиваться нашему предприятию, а также наших партнеров за то, что доверяют нам перевозки своих отправлений. Хочется пожелать прежде всего здоровья, благополучия, успехов, новых достижений в нелегкой и важной работе, безопасных маршрутов и процветания!
Владимир АКСЕНОВ
Фото автора