15 июля 75-летний юбилей отметит человек, который практически всю свою жизнь отдал делу служения родному краю. На его счету – десятки построенных домов и соцучреждений, во многом благодаря ему в регионе появились крупнейшие предприятия. Сергей Желтов прошел сложный и тернистый путь от простого рабочего до начальника департамента внешнеэкономических связей администрации Костромской области. И какой бы пост не занимал, его всегда отличали открытость, честность, принципиальность и умение достигать поставленных целей.

Мне было на кого равняться

– Сергей Иванович, расскажите немного о себе, откуда вы родом, кто ваши родители?

– Я родился в Костроме, в простой рабочей семье. У родителей было шесть детей, я пятый. Застал послевоенное время, семья нуждалась. Помню, дядя принес мне круглую булочку хлеба, я ее с таким удовольствием ел. Отец воевал и на Финской, и в Великую Отечественную, мама всю жизнь работала. Я понимал, как нам тяжело живется, и с юных лет поставил себе цель добиться лучшей жизни, получить образование. Мечтал стать летчиком. Поехал в Москву сдавать экзамены в вертолетное училище, сдал первый экзамен, но потом подумал и решил вернуться в Кострому. Устроился на мебельный комбинат рабочим и поступил в технологический институт на вечернее отделение. На комбинате уже через три года стал технологом, решал инженерные вопросы.

– Кто был для вас примером?

– Я ориентировался на старшего брата, он окончил техникум и Костромской сельскохозяйственный институт. Старшая сестра училась в химико-механическом техникуме, так что мне было на кого равняться. Потом в моей жизни появились еще два человека, ставшие для меня примерами. Работая на мебельном комбинате, познакомился с его директором Игорем Анатольевичем Шулятьевым, интересный человек, мы звали его папой, он очень хорошо относился к молодежи. И второй, кто сильно повлиял на меня, на мои взгляды, это Альвин Евстафьевич Еремин. Мы с ним познакомились в 1977 году, когда я уже работал секретарем партийного бюро на мебельном комбинате. Он стал заезжать, интересовался моей работой. В итоге пригласил меня инструктором промышленно-транспортного отдела обкома партии. Было интересно наблюдать за ним, как он работает, старался следовать его примеру. Когда я стал работать сначала вторым, а затем и первым секретарем Мантуровского райкома партии, мне это пригодилось.

Настоящий прорыв

– Как вы оказались в Мантурове?

– Михаил Павлович Семенов, в то время первый секретарь Мантуровского райкома, однажды приехал в обком к Юрию Николаевичу Баландину и попросил, чтобы меня направили к нему вторым секретарем. Юрий Николаевич пригласил меня и сказал: «Надо ехать». Я партийный человек, выбора не было.

– Как жена отреагировала?

– Жене спасибо, согласилась. Она всегда меня поддерживала. Прожили в Мантурове десять лет. Город был непростой. В нем располагалась исправительно-трудовая колония, кроме того, более 300 условно освобожденных, этими силами, в основном, и велось строительство. Когда я приехал, стояло три или четыре многоквартирных дома, сейчас их там около тридцати, были проблемы с выполнением планов. Подобрал хороших людей, и через три месяца после моего приезда первый раз выполнили план. Это стало настоящим прорывом. Много помогал заместитель председателя облисполкома Виталий Федотович Широков. Помимо жилья, строили сыродельный комбинат, очистные сооружения, профтехучилища, больницу, детский сад.

Также в Мантурове существовала серьезная экологическая проблема, связанная с биохимическим заводом. Думали, как ее решить. Я обратился в ЦК КПСС к Виктору Александровичу Гуляшко, он приехал, посмотрел. В итоге решили, что предприятие нужно перепрофилировать. На заводе стали выпускать перевязочные материалы.

В середине 80-х годов в стране возник дефицит, на полках магазинов – шаром покати. Почти всю мясную продукцию, которая производилась в районе, отправляли в Москву. Я приехал на мясокомбинат, говорю директору: «Алексей Владимирович, можешь выпускать для района хотя бы суповые наборы?». Ответил: «Конечно, могу». Так и договорились.

Нужно доверять друг другу

– Сергей Иванович, как с женой познакомились?

– Она училась на класс младше. Во время одного из школьных вечеров я стоял на входе в школу. Смотрю, прошла девушка очень интересная, красивая. Я чуть позже поднялся в зал и пригласил ее на танец, мы с Тамарой начали встречаться. В будущем году будет 55 лет, как живем вместе.

– Поделитесь секретом, как молодежи сохранить семью?

– Нужно доверять друг другу, быть верными, уметь разговаривать и договариваться. В молодости я параллельно учился и работал, уходил к восьми утра, по дороге отводил ребенка в садик, возвращался домой в двенадцатом часу ночи. Нагрузка была колоссальная. Когда работал в администрации области, больше половины своего рабочего времени проводил в командировках. Но мы с женой преодолели все трудности.

Я до сих пор на себе это бремя ношу

– Из Мантурово вы вернулись в Кострому.

– В 1990 году меня избрали заместителем председателя облисполкома. Курировал торговлю, бытовое обслуживание, предпринимательство, международные вопросы. Председателем облисполкома был Валерий Петрович Арбузов. Кстати, именно в то сложное время пришлось вводить талоны, я до сих пор на себе это бремя ношу. Помню, выступил на радио, на следующий день иду на работу по улице Лермонтова, а я всегда пешком ходил, и две женщины стоят, разговаривают. Одна говорит: «Вчера по радио какой-то Желтов выступал, заместитель председателя облисполкома, талоны вводит». Думаю, о Господи! А как мне по-другому было поступить? Из соседних областей приезжали, все скупали. Я не вылезал из Москвы, выбивал фонды. Поехали в Китай, обменяли вагон поршней и гильз с «Мотордетали» на три вагона тушенки, в Венгрии поменяли фанеру на товары народного потребления. Искали разные пути и потихоньку выстояли.

В тот период нам удалось заключить соглашение с Москвой, чтобы в области, от тех поставок, что шли в столицу, оставались 400 граммов колбасы и 200 граммов масла на человека от общего объема, рассчитанного на всех жителей области.

– Одно время вы ведь возглавляли совместное российско-итальянское предприятие?

– Да, строили завод минеральной воды в Малышкове. К сожалению, когда в 1994 году я вновь вернулся в администрацию области, все заглохло, хотя уже и фундамент под производственные помещения был возведен.

Инвесторы поняли,

что мы можем решать серьезные задачи

– Вернувшись в администрацию области, вы стали заниматься внешнеэкономической деятельностью?

– Да, Валерий Арбузов предложил стать председателем комитета внешнеэкономических связей. В Костроме организовали сначала таможенный пост, затем, когда увеличились объемы, таможню. Мне в этом деле помог опыт, приобретенный в российско-итальянском предприятии. Помню, факсы отправляли куда только можно. Секретарем посадил девушку со знанием английского языка, сотрудники тоже владели иностранными языками. Поначалу ответов почти не было. Тогда сделали сборник инвестиционных проектов наших предприятий. Выпустили красочный альбом, вручали его на всех международных мероприятиях. Однажды на инвестфоруме в Италии добился выступления, рассказал об области. Потихоньку стали поступать звонки, затем потянулись делегации. Важность внешнеэкономических связей хорошо понимал Виктор Андреевич Шершунов. Утвердили программу внешнеэкономической и международной деятельности области. Пришло время, когда на неделе по две делегации к нам приезжали, стали появляться реальные инвесторы.

Многие из них обращали внимание на Шарью. К концу 2000 года появился крупнейший холдинг, который работает на северо-востоке области и поныне. По соглашению, которое я подписал в Швейцарии, в наши обязанности входило обеспечение предприятия сырьем, кадрами, электроэнергией, подъездными путями, гостиницей и так далее. Виктор Андреевич спрашивает, как мы все это сделаем? Сделали! Инвесторы поняли, что мы тоже можем решать серьезные задачи. Продукция пошла уже через полтора года. Приехал председатель правительства Фрадков, остался очень доволен. Это было первое в стране предприятие с иностранными инвестициями в лесной отрасли.

– Работать, наверно, приходилось на износ?

– У меня был лимит на поездки на рабочей машине 26 тысяч километров в год, я наезжал 70 тысяч. Благодарен Виктору Андреевичу за то, что он давал возможность работать.

– Как сегодня развивать инвестиционную составляющую, внешнеэкономическую деятельность?

– Важно понимать, что внешнеэкономическая деятельность – это не только инвестиции, но и торговля. В середине 90-х мы поставляли свою продукцию в 47 государств, в 2007-м – уже в 152. Нужно искать новые рынки сбыта. Что касается инвестиций, холдинг в Шарье и предприятие по производству упаковочных материалов в Костроме стали примером для отечественных инвесторов, и сегодня успешно работают аналогичные предприятия в Костроме, в районах области, строится комбинат в Галиче. Справимся!

Алексей ИВАНОВ

Награды Сергея Желтова:

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

  • Знак губернатора Костромской области «Труд. Доблесть. Честь»

  • Медаль «Труд. Доблесть. Честь»

  • Медаль святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя богохранимой Костромы

  • Знак МИД РФ за активное участие в международной деятельности

  • Многочисленные почетные грамоты и благодарственные письма.