Пожарная каланча – один из самых узнаваемых архитектурных памятников Костромы. Это своего рода «лицо» нашего города, именно с этим строением его часто ассоциируют туристы. Кстати, уже совсем скоро каланча, построенная в 1825 году, отметит свой двухсотлетний юбилей.

Однако в данный момент «лицо» города пока что прикрыто строительными лесами – памятник архитектуры реставрируют. О том, как будет проходить обновление, что изменится после окончания работ и пустят ли всех желающих на вершину каланчи, узнавал корреспондент «СП».

Памятник архитектуры,

равного которому нет даже в Петербурге

Многие костромичи, увлекающиеся историей своей малой родины, наверняка слышали историю о том, как однажды император Николай I побывал в Костроме и что он сказал о Пожарной каланче. «Такой у меня в Петербурге нет», – якобы изрек самодержец после долгого любования постройкой.

Вид с Пожарной каланчи на Сусанинскую площадь. 1851 год

С этим высказыванием и правда сложно спорить: не каждый город может похвастаться тем, что в самом его центре располагается такое необычное здание. 35-метровая каланча, возвышающаяся над всей Сусанинской площадью, выделяется из всего архитектурного ансамбля и в то же время органично вписывается в его композицию.

Появление Пожарной каланчи связано с именем ее архитектора Петра Ивановича Фурсова. Он родился в 1796 году, отучился в Петербурге и уже в начале 20-х годов XIX века занял в Костроме место архитектора. По воспоминаниям современников, Фурсов, при всех своих незаурядных способностях, вел разгульный образ жизни, пьянствовал и производил в целом противоречивое впечатление на знавших его людей. Однако, оказавшись в Костроме, вдали от столицы, он получил здесь определенную творческую свободу и возможности для раскрытия своего таланта. Кстати, именно Фурсов создал проект Гауптвахты – здание было построено в 1826 году. В 1825 году он создал и Пожарную каланчу.

1903 год. На фото хорошо видна более массивная крыша смотровой площадки

Сегодня она уже утратила свое изначальное значение – место дежурства огнеборцев. С появлением современных средств связи необходимость в ней отпала. Однако в прежние времена все было совсем не так: бдительный смотровой, и в дождь, и в снег несущий свой пост на площадке, возвышающейся над всем городом, ударами звонкого колокола оповещал население и пожарные команды о случившемся бедствии. В пристроенных к зданию каланчи крыльях располагались пожарные экипажи – телеги с бочками, наполненными водой, и лошадьми, готовыми в любую секунду рвануть к месту пожара.

Нужно отметить, что пожар в городе небезосновательно считался большим происшествием: костромская застройка в XVIII-XIX веках была преимущественно деревянной, дома располагались кучно друг к другу, потому пожары были нередким явлением, а малейшее промедление при их устранении могло обернуться страшной трагедией. Однако даже при том состоянии техники огнеборцы прибывали на место пожара относительно быстро и, по воспоминаниям современников, отличались отменной выучкой.

Почти все время своего существования памятник находился в распоряжении пожарных служб города. Однако уже в последние десятилетия ХХ века в нем разместилась ведомственная выставка, посвященная истории противопожарных служб России и Костромы. В 2005 году было принято решение о передаче здания каланчи Костромскому музею-заповеднику. Музей работает там и по сей день, закрывшись лишь на время реставрации.

Что изменилось за два века?

За время своего существования здание каланчи не раз реставрировалось или достраивалось. Чтобы не утомлять читателей излишними подробностями, остановимся лишь на самых значительных изменениях: крылья каланчи, расположенные по бокам, не были созданы изначально архитектором Фурсовым, а пристраивались лишь в 1870-е годы. Органично ли вписалось это в композицию, или же лишь испортило весь вид – каждый решает для себя сам. В любом случае, в этой пристройке имелась практическая необходимость – там размещалось пожарное депо.

Первая пожарная машина. 1928 год

Также объемные реставрационные работы проводились в советские времена, в середине прошлого столетия: со здания каланчи полностью снималась штукатурка, заменялась крыша и верхняя часть архитектурного памятника.

В общем, ремонт Пожарная каланча переживает далеко не впервые. По словам генерального директора Костромского музея-заповедника Натальи Павличковой, современная реставрация Пожарной каланчи подразделяется на три этапа. Первый из них проходил еще летом 2019 года. Для многих он остался незамеченным, потому что работы коснулись не самой каланчи, а фасада крыльев. Второй этап, начавшийся сейчас, включает в себя реставрационные работы, которые будут продолжаться почти два года.

Завершающий, третий этап предполагает приспособление крыльев Пожарной каланчи под нужды музея.

Приблизить строение к изначальному виду

Что же конкретно планируют сделать с Пожарной каланчой? Речь идет как о ремонте, так и о реставрации. Конструктивные элементы затронуты не будут, изменения коснутся именно декоративных частей – например, приведут в порядок двуглавого орла. Это касается всего здания, за исключением смотровой площадки – там отремонтируют и конструкцию. Кроме того, будет расширен вход на смотровую площадку, заменены ограждения и фонарь (круглое навершие на крыше башни. – Прим. автора).

Вид на смотровую площадку

Смотровой площадке Пожарной каланчи действительно уделяется повышенное внимание. Дело в том, что ее вершина, возвышающаяся над городом более чем на 30 метров, на протяжении многих лет подвергалась воздействию ветра и сохранилась хуже всего остального здания: несмотря на внешне благопристойный облик, состояние смотровой площадки можно охарактеризовать как ограниченно работоспособное. Проще говоря, обрушения сегодня-завтра ждать не стоит, но тем не менее вмешательство профессиональных реставраторов все же необходимо.

Концептуально в ходе реставрации планируется приблизить строение к изначальному виду, сделать все так, как это выглядело еще в первой половине XIX века. Фотографий каланчи «изначальной» у нас нет, но зато имеются чертежи, по которым она строилась.

К большому сожалению, делать смотровую площадку открытой для всех желающих не планируется. А жаль – какой великолепный вид открылся бы! Не в последнюю очередь это связано с неудобным подъемом – забраться на вершину здания можно только по приставной лестнице через небольшой люк.

Взялись ремонтировать каланчу работники из ООО «Дизайн» – строители прибыли в Кострому из города Чебоксары. Стоимость работ – без малого 45 миллионов рублей. Деньги выделены из областного бюджета.

Судя по всему, говорить о том, когда работы по реставрации Пожарной каланчи полностью завершатся, пока что рано. Здесь мы сошлемся на слова главного архитектора Костромского музея-заповедника Виктора Голикова, который пояснил, что второй этап в лучшем случае закончится через полтора года – в конце 2023-го. Но известно точно: наиболее активная фаза работ по ремонту и реставрации начнется сразу же после майских праздников. А пока, к сожалению, жителям и гостям города придется довольствоваться каланчой, прикрытой строительными лесами.

Борис Харитонов

Наталья Павличкова, генеральный директор Костромского музея-заповедника:

– Пожарная каланча – самый узнаваемый памятник – как для костромичей, так и для гостей нашего города. И, безусловно, как за любым памятником довольно солидного возраста, за ним надо ухаживать. Реставрация требовалась достаточно давно. А учитывая, что площадь Пожарной каланчи почти 1,5 тысячи квадратных метров, работы предстоят очень серьёзные.

Виктор Голиков, главный архитектор Костромского музея-заповедника:

– Элементы пожарного депо будут отремонтированы, реставрация коснется всего, что является предметом охраны. Это весь декор, в том числе двуглавый орел. Конструктивные элементы, по большому счету, не затрагиваются, кроме смотровой площадки: планируется укрепление перекрытия, увеличение проема выхода на смотровую площадку, будет полностью перебираться ограждение смотровой площадки и сам фонарь, а завершение фонаря вместе со шпилем будет несколько видоизменено, в соответствии с первоначальным видом. Цвет фасадов строения останется прежним.

Лариса, костромичка:

– Я каждый день хожу на работу мимо Пожарной каланчи, и строительные леса, окружившие ее со всех сторон, бросаются в глаза. Конечно, я понимаю, что здание старое и реставрацию откладывать уже нельзя, но все-таки не могу не сказать, что вид центра города это портит. Остается только надеяться, что работы завершат в срок, потому что привыкать к такому виду Пожарной каланчи я не хочу.