Вновь и вновь отправляя на «Смоленский ковчег» постановки, из-за которых домашняя публика спорит до хрипоты, Костромской драмтеатр «на стороне» получает однозначный вердикт: непревзойденно. В нынешнем апреле признания на крупном смотре удостоились спектакль Сергея Кузьмича «Карнавал в Вероне» и – персонально – актриса Наталья Иншакова.
Миссия «Смоленского ковчега», конечно, не в том, чтобы с помощью театра спасать мир от глобальных катаклизмов (хотя вроде бы на это намекает название). Скорее в том, чтобы собрать на одном «борту» самые разные типы спектаклей: отечественные и зарубежные, не выходящие за рамки и дерзкие, масштабные и камерные, поставленные по классике и современным текстам для театра… В афише восьмого «Ковчега» чего только ни оказалось: «Каренина» на корейском и Мольер на таджикском, русская мистерия и полесское наваждение, музыкальный водевиль и военная драма, два Толстых, Достоевский и Лесков, Эрдман и Арбузов, и даже «Ганди молчал по субботам» – душераздирающий крик сегодняшнего подростка, на глазах которого рушится семья. И все-таки, по мнению жюри, всех превзошел «Карнавал в Вероне».
Как «Гроза» и «Ревизор», покорившие «Смоленский ковчег» в 2012-м и 2018-м, этот спектакль Сергея Кузьмича тоже – образец предельно выпуклой и очень внятной режиссуры. Трагикомедия Григория Горина «Чума на оба ваши дома!» в сценической версии костромского главрежа не зря именуется «Карнавалом в Вероне». Разборки между Монтекки и Капулетти, со смертью Ромео и Джульетты ставшие только жестче, поданы здесь в лучших традициях коза ностры – ну вылитый «Крестный отец». Добавьте к этому площадные гэги, много дыма, красоты и жестокости – и получится острая, драйвовая история, больно задевающая современного человека и резонирующая с сегодняшним днем. Правда, Кузьмич был бы не Кузьмич, если бы во главу трехчасовых суровых баталий не поставил любовь-утопию, которая сильнее всего: вражды, обмана и даже смерти.
В этом масштабном (во всех смыслах) спектакле занята чуть ли не половина костромской труппы: и молодежь, и мастера сцены, и заслуженные артисты. Фестивальное гран-при – это, конечно, признание всего актерского ансамбля. Но жюри «Смоленского ковчега» отправляет в Кострому и персональный приз: диплом в номинации «Лучшая женская роль второго плана» получает Наталья Иншакова – «железная леди» Капулетти. Совершенно стальная внешне, она, конечно, истинная женщина в душе: хоть и держит в своих руках целый клан, но многого боится и очень хочет нравиться, а иногда и просто быть слабой. Постановка Сергея Кузьмича, как и все роли в ней, вообще-то диалектична. Однозначно здесь одно: это живой и дерзкий театр, расширяющий границы провинциального зрительского сознания.
Дарья ШАНИНА
Фото Костромского государственного драматического
театра им. Островского