«Уникальный человек и педагог», – так говорят о преподавателе по классу фортепьяно и вокально-хоровым дисциплинам Пыщугской Детской школы искусств Наталье Быковой воспитанники, родители, коллеги и друзья. Всю свою жизнь она посвятила детям и музыке. Ее ученики не раз становились победителями различных региональных, всероссийских и международных конкурсов. Так вышло, что с Натальей Ивановной мы знакомы очень давно, росли в соседних домах, вместе учились в школе. В детстве она была невероятно скромной и очень ответственной девочкой, занималась в музыкальной школе. В пятнадцать лет уехала из дома и поступила в музучилище.

Настоящая сказка

– Наталья Ивановна, расскажите немного о себе, о своей семье, кто ваши родители?

– Мама из села Верхнеспасское Пыщугского района, папа из Нижегородской области. Он служил в армии в Шарье, там они и познакомились. Я родилась в Шарье, родители уехали в Ростов-на-Дону, но климат мне не подошел и мы вернулись в Пыщуг. Сегодня у меня замечательная семья: муж Алексей, сын, дочь и любимый внук. Дети уже взрослые, живут в других городах. В свободное время люблю читать или заниматься огородом.

– Как вы оказались в музыкальной школе?

– К нам в класс приходили преподаватели из музыкальной школы, предлагали пойти учиться, и мы с подружками, двумя Ленами, решили попробовать. Так и ходили много лет вместе. Спустя немного времени после того, как мы начали учиться, в Пыщуге построили новую музыкальную школу. Двухэтажное здание со светлыми помещениями, большими окнами, актовым залом. Для нас это была настоящая сказка.

– Кто из преподавателей запомнился больше всего?

– Наверное, Софья Александровна Бобарыкина, мы ее очень любили, буквально боготворили. Она для нас была самой красивой, умной, с ней было очень интересно. Несмотря на то что я училась по классу фортепьяно, солировала в хоре у Софьи Александровны, потому что очень любила петь. С благодарностью вспоминаю Владимира Александровича Топчего, он писал песни о Пыщуге, талантливый музыкант, преподаватель и человек.

– В детстве чем-то еще, помимо музыкальной школы, увлекались?

– Да, как и многие девчонки, любила вязание. Вязала косметички, сумочки, платья для кукол. Мне очень нравилось вести дневник. Любовь к чтению пришла позднее, когда я уже поступила в училище, там же начала записывать какие-то строки из стихов или понравившиеся мысли из прозы.

Я, скорее, практик, мне нравится учиться в процессе работы

– Наталья Ивановна, вы поступили в музыкальное училище после восьмого класса. Не рано ушли из дома?

– Думаю, нет, наверное, захотелось свободы, почувствовать себя взрослой. Кстати, если бы я осталась учиться до десятого класса, может быть, стала бы учителем математики, она мне тоже очень нравилась. Я поступила на отделение народного пения, которое появилось тогда в Буйском музыкальном училище благодаря преподавателю Краснодарской консерватории Наталье Моисеевой. В детстве народная песня для меня была связана в основном с праздниками и застольями. Ведь тогда эта замечательная традиция была очень широко распространена.

– Да, я помню, как и мои бабушка и мама часто, когда семья по праздникам собиралась за большим столом, пели именно народные песни.

– Я с большим удовольствием и интересом изучала это богатство и самобытность народной музыки. У нас был фольклорный ансамбль, мы выступали в Буйском доме культуры железнодорожников, ездили в Вологду. На первом курсе я вела бурную жизнь (смеется). Но случилось так, что через год после моего поступления Наталья Николаевна уехала и мне пришлось перевестись на дирижерско-хоровое отделение, и я попала в добрые руки Ольги Николаевны Абрамовой, огромное ей спасибо! Признаюсь, учеба в чистом виде, пожалуй, не для меня, ведь я, скорее, практик, мне нравится учиться и осваивать что-то новое в процессе работы, когда приходит понимание, что именно мне нужно.

– В пятнадцать лет уехать из родительского дома, наверное, непросто?

– Нормально. Мы с подругами – Леной и Анной жили на квартире у прекрасной женщины, звали ее тетя Дина. Она заботилась о нас, кормила, даже разрешила фортепьяно притащить. Кстати, готовить я тогда уже умела, особенно вторые блюда. Помню, Аня занималась чаем, это была своеобразная церемония, особенная, долгая. Я за это время успевала курицу с картошкой затушить, а Лена суп сварить (смеется).

Вы когда-нибудь играли на домре? Ничего страшного, научитесь

– Как вы вернулись обратно в Пыщуг?

– После третьего курса, во время каникул, в Пыщуге познакомилась с будущим мужем Алексеем. При распределении предложили Антропово или Пыщуг. Поскольку мне к тому времени Алексей уже сделал предложение, выбор стал очевиден. Меня взяли в Пыщугскую музыкальную школу преподавателем по классу фортепьяно и теоретических дисциплин. Как раз в это время у нас ушла в декрет преподаватель по классу домры.

Директор собрала педсовет и спрашивает: «Наталья, вы когда-нибудь играли на домре? Ничего страшного, научитесь». Пришлось осваивать домру на ходу. Хорошо, что у меня в классе были малыши.

В музыкальной школе я проработала четырнадцать лет, затем меня пригласили в Пыщугскую среднюю школу учителем музыки, вела классное руководство. Через десять лет вновь вернулась в музыкальную школу, несколько лет была ее директором, а сейчас работаю преподавателем фортепьяно и вокально-хоровых дисциплин.

– Вы ведь поете и в районном ансамбле?

– Да, в народном ансамбле «Ивушки» при районном центре культуры и досуга. Мы много где выступали: областные и всероссийские конкурсы и концерты. Неоднократно занимали призовые места и даже Гран-при.

Вокальный ансамбль “Ивушки”

Классика – это то, что отобрано временем

– Наталья Ивановна, я, как человек, которому «медведь на ухо наступил», не могу не спросить: можно ли научить петь человека, не имеющего музыкального слуха?

– Любого человека, даже если нет музыкального слуха, можно научить петь, возможно, он не станет профессиональным певцом, но петь будет. И в моей практике такие случаи были, более того, люди после упорного труда занимали первые места на музыкальных конкурсах.

– Есть ли у вас приоритеты в музыке?

– Я в этом отношении человек непостоянный, в разные периоды жизни интересы менялись. После училища тосковала по народному пению, собирала фольклор. В 1996 году создала детский фольклорный ансамбль «Семицветик» и руководила им шестнадцать лет, он до сих пор существует. Изначально коллектив задумывался как кружок по народному быту: учились нитку крутить на веретено, ставить заплатки, записывали и разучивали народные песни. Постепенно стали выступать, участвовать в музыкальных конкурсах, ездили в Кострому, в другие регионы. Взяли приз губернатора в Ивановской области, побывали на музыкальном конкурсе в детском лагере «Орленок», где стали лауреатами второй степени. В итоге получили звание «Образцовый».

Когда работала в средней школе, особенно запомнились традиционные вечера встреч и подготовка к ним: хор, солисты, танцы и народные пляски – творчество кипело.

Когда вернулась в музыкальную школу, создала вокальный ансамбль «Акварель». Сейчас у нас старшая и младшая группы. С маленькими на днях съездили на конкурс «Ступени к мастерству» в Шарью и стали дипломантами первой степени. Недавно принимали участие в X международном конкурсе «Открыты творчеству сердца», были отмечены дипломом лауреата второй степени.

Значительную часть моей жизни занимает вера. Я много лет пою на клиросе. В школе создала проект «Свет Рождественской звезды», тесно сотрудничаем с местным храмом.

Знаете, как-то недавно иду мимо школы, где училась, мимо сельских домов, с детства знакомых, и думаю: «Я всю жизнь прожила здесь. А как прожила, хорошо ли?». И понимаю: «Хорошо! Достойно!». С Божией помощью жизнь сложилась удачно. А это, наверное, главное, что вокруг тебя были и есть хорошие, настоящие люди.

– Какую музыку вы предпочитаете слушать в свободное время?

– Я в свободное время музыку почти не слушаю. Если все же случается, ставлю что-нибудь из классики – Бах, Стравинский, Рахманинов, есть неплохие современные композиторы. Когда бываю в городах, люблю сходить в театр.

– А рок можно назвать классической музыкой?

– Классика – это то, что отобрано временем. Я думаю, в каждом направлении есть своя классика.

Алексей ВОИНОВ

Фото из личного архива Натальи Быковой