Крым. Город Судак. В 1987 году решением исполкома Судакского городского Совета народных депутатов улица Передовиков была переименована в честь Героя Советского Союза Василия Львовича Савельева. О нем – в нашем сегодняшнем материале.

Василий Савельев родился 19 января 1911 года в деревне Рогово Солигаличского уезда Костромской губернии. На родине Василий окончил пять классов школы, а в 1928 году перебрался в Ленинград, где, до призыва в ряды РККА в 1933 году, работал учеником столяра.

После службы в армии Василий вернулся в Ленинград, устроился столяром на завод «Двигатель», вскоре был избран членом комитета комсомола. В 1937 году Савельева, как перспективного работника, направили в областную профшколу, окончив которую, он заступил на должность сначала замдиректора школы ФЗО, а в 1939 году – заместителя директора средней школы № 30 по политической части. В том же году Василий Львович вступил в ВКП(б).

В июле 1941 года Василий Савельев добровольцем ушел на фронт, оказавшись в составе отдельного артиллерийско-пулеметного батальона. Со своим батальоном он сражался на Карельском фронте. Подобные батальоны формировались в составе 22-го Карельского укрепленного района, к началу войны их насчитывалось пятнадцать.

На Карельском фронте, защищая подступы к Ленинграду, Василий Савельев воевал до 1943 года. Затем его направили в Казань, где будущий Герой Советского Союза окончил Казанское бронетанковое училище им. Верховного Совета Татарской ССР. За полгода Василий Львович освоил американский танк «Шерман», поставляемый заокеанскими союзниками по системе «Ленд-Лиз».

Надо сказать, что танки союзников заслужили довольно лестные отзывы советских танкистов. Прозванные «бронтозаврами», «горбачами», «майскими жуками», танки «Шерман» имели достаточно «вязкую» броню, почти не дававшую вторичных осколков при рикошетах снарядов. Редкими были и случаи детонации боекомплекта во время пожаров. Вооружен «Шерман» был 76-мм пушкой с отличной для своего времени оптикой, внутри танк оснащался даже спиртовой печкой для разогрева продуктов! Имелись у этой машины, конечно, и технические недостатки, но факт остается фактом: из всех единиц союзнической бронетехники именно средний танк «Шерман» больше всего «пришелся ко двору» в РККА.

В должности командира такого танка свой подвиг совершил и младший лейтенант Савельев. Произошло это в апреле 1944 года, во время боев на Крымском полуострове.

12 апреля танк младшего лейтенанта Савельева во время наступления в районе села Султановка уничтожил артиллерийскую батарею противника. Преследуя вражеских солдат, танкисты ворвались в село Арма-Эме и двинулись дальше, устроив настоящий рейд по вражеским тылам. Результатом рейда стал уничтоженный обоз противника и более сотни пленных.

На следующий день танковый взвод, в составе которого был и экипаж танка Василия Савельева, получил задание произвести разведку и выяснить силы противника. Под покровом темноты два танка вошли в Судак и добрались до центральных улиц города. На развилке нынешних улиц Ленина и Гагарина первая машина была подбита огнем немецкой самоходки – «Фердинанда». Савельеву удалось поджечь «Фердинанд», после чего он двинул танк дальше, расстреливая и давя гусеницами машины, повозки, уничтожая отступавших гитлеровцев. Танкистам даже удалось взорвать здание штаба противника!

После четырех часов утра танк Савельева вышел на дорогу, ведущую в поселок Уютное, где столкнулся с двумя немецкими самоходками. Вражеский снаряд перебил гусеницу «Шермана». С огромным трудом, на одной гусенице, механик-водитель Николай Грушин сумел «сдвинуть» танк с открытого места.

Неравный бой продолжался. Савельеву удалось подбить один из «Фердинандов», но от нового попадания танк загорелся. Командир орудия Андрей Князев и стрелок-радист Михаил Сергеев были убиты, тяжело контуженный Грушин потерял сознание. Оставшиеся в живых Василий Савельев и пулеметчик Федор Гриценко сумели покинуть горящую машину, вытащив и своего контуженного товарища.

Заняв позицию поодаль от горящего танка, Савельев и Гриценко продолжали драться. Огнем из ручного пулемета, гранатами танкисты в течение трех часов отбивались от гитлеровцев. Держались, пока не подошли передовые части полка. И даже сумели захватить пятерых пленных. А Василий Львович Савельев, пересев на другой танк, уже на следующий день снова участвовал в бою.

Два самоходных орудия, пять противотанковых пушек, два тягача, семь пулеметных точек, несколько сотен солдат и офицеров противника – таков боевой счет экипажа Василия Савельева во время боев в Крыму. Танкисты взяли в плен около пятисот вражеских солдат, захватили богатые военные трофеи. А уже 16 мая младшему лейтенанту Василию Львовичу Савельеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну Василий Савельев заканчивал на 1-м Белорусском фронте, со своим полком освобождал Лодзь и Варшаву, участвовал в штурме Берлина. 8 февраля 1945 года лейтенант Савельев был награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе было отмечено, что он «…взламывая вражескую оборону, умелым командованием и правильными целеуказаниями провел свой взвод через все минполя и проволочные заграждения противника, и танкисты героя, видя личный героизм и отвагу своего командира, шли, не страшась, на боевые подвиги…».

После Победы Василий Львович продолжил службу, сначала в Германии, потом – в Крыму. В запас Василий Савельев вышел в 1961 году в звании майора. Вернулся в Ленинград, получив должность сменного мастера лесобазы.

Не стало Василия Савельева 17 января 1986 года. Причиной смерти стал рак легких. Похоронили Героя в городе Павловске.

О своих боевых заслугах сам Василий Львович отзывался так: «Звание Героя не только мое. В маленькой Золотой Звезде – кровь моих товарищей. И тех, кто пал на поле боя, и тех, кто дожил до Победы». Однако скромные слова ничуть не умаляют того вклада, который Василий Львович Савельев внес в общее дело Победы.

Александр Гулин