Почти у каждого из нас есть какое-то увлечение, любимое занятие. У кого-то это спорт, у кого-то рукоделие, кто-то вообще доходит до экстремального, перечислять можно долго. Многие самозабвенно занимаются садом-огородом, считая зимой дни, когда можно будет начинать сеять рассаду. Костромичка Нонна Иванова тоже заядлая огородница. Но есть у Нонны Валентиновны, если можно так сказать, узкая специализация – выращивание помидоров. В гости к Нонне Валентиновне меня пригласила председатель районного совета ветеранов Галина Иванова, которая хорошо ее знает (они не родственницы, а просто знакомые). Увидев роскошные помидоры-гиганты, я была в шоке в хорошем смысле этого слова. А заместитель районного совета ветеранов Инесса Кобзева напомнила, что корни у Нонны Валентиновны наши – апраксинские.

ГОСТИ С ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ
– Сколько у вас сортов помидоров, Нонна Валентиновна?
– Сорок девять и все крупные. С одного куста собираю килограммов по десять. Все сорта привезла из Израиля. Бывая в гостях, попробовав тамошние томаты, появилась мысль, а почему бы и мне не поставить теплицу и не заняться выращиванием точно таких же. Кстати, в Израиле очень любят помидоры. Утром на завтрак их едят, на обед заливают яйцом, рыбу подают с помидорами.
– Сколько лет вы уже занимаетесь выращиванием крупных томатов?
– Пятнадцать.
– Семена делаете сами?
– Да. В Израиле покупала помидору, съедала, а семена привозила, теперь здесь дело уже поставлено на поток. Правильно делать семенной материал надо следующим образом: взять спелый томат, срезать два сантиметра от плодоножки и достать семена, но есть нюанс – они должны быть обязательно женского рода.
– А как определить?
– Это уже чутье от Бога, помогает только интуиция.

Гости из Израиля отлично чувствуют себя в теплице Нонны Валентиновны, словно понимают, что попали в добрые и любящие руки.
Хозяйка вынимает из ящика по помидоре и называет сорта, порой, названия очень красивые и оригинальные, а некоторым, если не знала точного наименования, названия дала сама. Вот, например, «Нонна М», они самые крупные в ее коллекции, вес от 500 до 700 граммов. «Желтый кардинал» весит от 400 до 700 граммов, «Желтый трюфель» в районе полукилограмма. Название «Розовый мед» говорит само за себя: от сахара аж лопаются. «Есть мои помидоры можно без соли и сахара», – с улыбкой уточняет Нонна Валентиновна и демонстрирует сорта дальше. – «Малахитовая шкатулка» – медовая, сочная, а цвета зеленого, как же иначе? «Адмирал Кутузов», оказывается, есть и такой сорт, в Израиле, граммов по четыреста, мясистый, может полежать, но тоже сахаристый. Как сказала Нонна Валентиновна, если помидор лопнул на шесть прорезей, то сахара достаточно. И это не голые слова хозяйки, потому что мы с Галиной Васильевной, отбросив скромность и обладая все же любопытством, от дегустации не отказались. Сорт «Пурпе» помельче, но весь куст обсыпан помидорами мясистыми и сладкими. У сорта «Хурма» опять же название говорит само за себя. Из последних новинок Нонна Валентиновна назвала сорта «Мятежный звездный истребитель», «Сержант Петер», «Гном Теннеси» и другие. И это не реклама иностранных сортов, а реклама трудолюбия хозяйки, еще одно подтверждение, что при желании на своем участке можно творить настоящие чудеса.

ЖДУТ СВОЕГО ЧАСА
Площадь теплицы 12 на 4 метра. Более поздние сорта еще ждут своего часа, ветви гнутся под тяжестью плодов.
В этой же теплице перцы. И к сортам Нонна Валентиновна тоже подходит избирательно. Для хранения у нее «Цыганский барон» с пикантным вкусом, а израильский – крупный, мясистый, положи в морозилку и фаршируй зимой.

НЕКОТОРЫЕ ХИТРОСТИ
Осенью надо тщательно вымыть теплицу, дать хорошо просохнуть.
В почву добавляется смесь соломы и куриного помета, который пролежал не менее года, получается куриный перегной. Именно используется солома, а не опилки. В теплице Нонна Валентиновна помидоры не подкармливает и не поливает. Поливает только рассаду НВ-раствором (японская вытяжка из кедровых орехов), расход 1 капля на 0,5 литра воды, удовольствие не дешевое, но эффективное.

ИСТОКИ
Нонна Валентиновна выросла в семье врача-гинеколога и военнослужащего, которые от сельскохозяйственного труда были далеки. Любовь к земле, работе на ней ей привила бабушка Степанида по маминой линии из деревни Сельцо, что недалеко от Апраксина, у которой девочка обычно проводила лето. Когда-то в семье бабушки было большое хозяйство: пять коров, три лошади, триста соток земли, крепкий дом, а погреб до сих пор стоит.
Сама Нонна Валентиновна по профессии инженер-строитель. Строила, например, биохимический комбинат в Мантурове. И с Апраксиным судьба ее снова сводила: на строительстве многоквартирных домов в поселке и производственных помещений опытно-производственного хозяйства «Ленинское».

Наталия НЕВЗОРОВА
Фото автора и Галины ИВАНОВОЙ