Мы продолжаем наш совместный поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о советском солдате Михаиле Николаевиче Долгачеве, пропавшем без вести в годы военного лихолетья.

В штаб акции «Вместе ищем солдата» пришло письмо от жительницы поселка Никольское Костромского района Валентины Михайловны Борисовой, которая разыскивает своего пропавшего на войне отца – Михаила Николаевича Долгачева: «До войны мой отец Михаил Николаевич Долгачев проживал в селе Ломовка Богородицкого района Тульской области. Он был призван на войну в сентябре или ноябре 1941 года. Никаких известий о нем не было. Только со слов сослуживцев известно, что примерно в 1942-1943 годах отец служил пулеметчиком на Орловско-Курской дуге. Обращаюсь к вам с надеждой, что, может быть, отыщутся какие-нибудь сведения о моем отце».

Уважаемая Валентина Михайловна, к сожалению, военные архивы сохранили лишь одно упоминание о вашем отце – поисковую анкету, заполненную со слов родных нашего солдата. Из нее мы узнали, что ваш отец был призван на фронт 13 февраля 1942 года и действительно служил пулеметчиком в одной из советских воинских частей.

В анкете есть важная приписка: «Вступили в бой у города Смоленск в 1942 году в феврале месяце вместе с товарищем – Козловым Степаном Федоровичем (прибыл по ранению). Долгачев из боя не возвратился».

Казалось бы, на этом месте можно было бы поставить точку в поиске Михаила Николаевича, тем не менее некоторые дополнительные сведения о нем нам удалось разыскать. Дело в том, что односельчанин нашего солдата Степан Козлов после ранения, это подтверждают документы, вернулся в свою часть, продолжил сражаться с врагом и даже заслужил в боях медаль «За отвагу». Так, из наградных документов Степана Козлова мы выяснили, что он вместе с Михаилом Николаевичем Долгачевым в годы войны служил в 564-м отдельном саперном батальоне 283-й стрелковой дивизии.

Мы проследили путь этого воинского соединения в феврале 1942 года.

283-я стрелковая дивизия формировалась в городе Щигры Курской области с 15 июля по 6 сентября 1941 года. Закончив формирование, получив положенное по штату оружие, 283-я стрелковая дивизия с утра 6 сентября 1941 года девятнадцатью эшелонами начала убывать на фронт и 9 сентября влилась в действующую армию, в Южную группу войск генерал-майора А.Н. Ермакова – заместителя командующего Брянским фронтом, в задачу которой входило обеспечение стыка Брянского и Юго-Западного фронтов.

В феврале-апреле 1942 года 283-я стрелковая дивизия провела частичные операции в Мценском и Болховском районах Орловской области у населенных пунктов Бабенково-1 и Бабенково-2, Чагодаево, Хмелевое, Теремцы, Кривцово, после чего перешла к обороне.

Братские могилы советских солдат в местах февральских боев 283-й стрелковой дивизии мы нашли в селе Хмелевое Орловской области и селе Теремцы Тульской области – паспорта этих братских захоронений честно повествуют нам, что нет точных сведений о том, какое количество неизвестных солдат похоронено в этих мемориалах. Братская могила есть и в деревне Кривцово Болховского района Орловской области – там покоится 231 неизвестный солдат.

Уважаемая Валентина Михайловна. Увы, мы уже никогда уверенно не ответим на вопрос, в каком из братских мемориалов похоронен ваш отец – советский солдат, пулеметчик Михаил Николаевич Долгачев, погибший в феврале 1942 года, – во всех трех из них и поныне покоятся его безымянные сослуживцы.

Однозначно это не могло произойти в боях непосредственно под Смоленском, поскольку 283-я стрелковая дивизия в эти дни находилась на другом участке фронта. Ваши семейные сведения о нахождении Михаила Николаевича в районе Орла, на наш взгляд, более соответствуют действительности, чем упоминание в поисковой анкете о бое под Смоленском. Таким образом, мы склоняемся к предположению, что могила вашего отца вероятнее всего расположена в деревне Кривцово Болховского района Орловской области (как раз там 283-я стрелковая дивизия вела наиболее ожесточенные бои), где он покоится как неизвестный солдат.