Мы продолжаем поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о судьбе советского солдата Федора Русакова.

В штаб акции «Вместе ищем солдата» обратились родственники советского солдата Федора Васильевича Русакова:

«Мы очень просим вас помочь нам разыскать погибшего или пропавшего без вести Федора Васильевича. Если он погиб, то нам хотелось бы узнать, где он похоронен. Наш родственник предположительно родился в 1903 году под городом Меленки Ивановской области – в селе Большой Приклон. У него было четверо детей. Он пропал без вести в 1942 году под Псковом. Если вам удастся что-нибудь разыскать, то будем вам очень благодарны».

В Центральном архиве Министерства обороны нам удалось найти документ, содержащий сведения о нашем солдате. По заглавным реквизитам этого документа надо полагать, что это список пропавших без вести бойцов, сформированных из личного состава войск НКВД, которые наравне с обычными воинскими частями принимали участие в Великой Отечественной войне.

Жена солдата подтверждает

Этот документ сообщает нам, что Федор Васильевич Русаков был призван на фронт из деревни Большой Приклон Меленковского района, находившегося тогда в составе Ивановской области. Окончательные сомнения в том, что речь идет о вашем родственнике, развеивает упоминание в этом документе жены пропавшего без вести солдата – Анастасии Михайловны Русаковой, имя которой вы называете в своем письме.

Документ содержит небольшую по объему, но достаточно емкую информацию. А именно свое последнее письмо родным в Большой Приклон наш солдат отправил 27 сентября 1941 года. Сохранился и обратный адрес солдата – «ППС 825, 308». Мы выяснили, что полевая почтовая станция №825 в начале войны обеспечивала почтовой связью 259-ю стрелковую дивизию. Позднее ей был присвоен номер 308. Очевидно, что время службы нашего солдата совпало с изменением номеров полевой почты его дивизии, раз он указал в обратном адресе оба этих номера. В любом случае оба этих номера ведут нас в 259-ю стрелковую дивизию.

Кто в Ленинград пробивался болотами, горло сжимая врагу…

Дивизии, в которой служил Федор Васильевич Русаков, не везло два первых военных года. Не везло страшно и кроваво. Боевое крещение бойцы дивизии прошли в августе 1941 года во время контрудара советских войск под Старой Руссой, закончившегося окружением. Лишь в конце сентября 1941 года с большими потерями остаткам частей 259-й стрелковой дивизии удалось выйти к своим в районе города Демянска.

Сегодня мы уверенно полагаем, что из этого окружения Федор Васильевич Русаков вышел живым, ведь 27 сентября 1941 года он сумел написать весточку жене и четверым своим детям.

Через три недели, получив пополнение, дивизия была направлена на Волховский фронт, где вступила в оборонительные бои на рубеже реки Малая Вишера. Следует предполагать, что и в этих боях Федор Васильевич должен был остаться живым: нахождение воинских частей на одном рубеже дает намного больше возможностей вести учет потерь.

В наступление полки

259-й стрелковой дивизии поднялись в ноябре 1941 года, после целой серии безуспешных атак, сумев к 20 декабря 1941 года выйти на рубеж реки Волхов. К этому времени дивизия имела в строю лишь 5 тысяч 351 бойца, тогда как кадровый состав советской стрелковой дивизии в это время составлял 11 тысяч 447 человек.

Последние «бойцы сорок первого года» этой дивизии погибли во время неудавшейся попытки прорыва блокады Ленинграда в Любаньской операции советских войск. 24 июня 1942 года к своим из окружения сумели выйти лишь 156 бойцов и командиров. В сентябре 1942 года, вновь получив пополнение, дивизия понесла сильнейшие потери во время Синявинской операции, включая командиров полков, командиров батальонного звена и командующего дивизии. В живых тогда осталось лишь 150 человек. 259-я стрелковая дивизия была вновь пополнена и с боями дошла до Болгарии.

Сегодня мы не можем точно ответить на вопрос, где именно и при каких обстоятельствах погиб ваш родственник – советский солдат Федор Русаков. Мы можем лишь предполагать, что это произошло во время ноябрьского наступления его дивизии на пути от Малой Вишеры до Волхова.

На фото: Ветераны 259-й стрелковой дивизии у мемориала погибшим товарищам. 1970-е годы. Поселок Камышеваха Краматорского района Донецкой области