Мы продолжаем поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о мантуровском солдате Петре Ивановиче Зелянине, пропавшем без вести в годы войны.

В штаб акции «Вместе ищем солдата» обратились с просьбой выяснить судьбу своего пропавшего без вести родственника Петра Ивановича Зелянина:

«У нас нет никаких воспоминаний о нем, кроме фотографий и рассказов. Петр Иванович ушел на фронт и больше не вернулся. Уже потом пришла справка, что родственник пропал без вести.

Уже после войны к нам в деревню пришел его фронтовой друг и сказал, чтобы мы не ждали больше Петра Ивановича, так как он лично похоронил его рядом с каким-то госпиталем. Знаем из писем, что он служил при каком-то конном отряде».

Скупые строчки о солдате Зелянине

Мы нашли некоторые сведения о Петре Ивановиче Зелянине. Известно, что он родился в 1908 году в нынешнем Никольском районе Вологодской области. 22 июля 1941 года Мантуровским РВК был призван в действующую армию и пропал без вести в ноябре 1941 года.

Кроме того, нам удалось выяснить, где служил ваш родственник. Это был 417-й стрелковый полк 156-й стрелковой дивизии, входившей в состав девятого особого стрелкового корпуса Южного фронта. В сентябре 1941 года солдат разделил нелегкую судьбу этого подразделения.

Отшумели песни нашего полка…

В начале войны 156-я стрелковая дивизия располагалась в Крыму, в Феодосии. Перед дивизией на случай войны ставилась задача обороны Крымского перешейка. К выполнению этой задачи дивизия и приступила в первые часы начала военных действий Германией и ее союзниками. Увы, но уже к 12 сентября 1941 года противник обложил Крымский перешеек со стороны материка.

В это время 156-я стрелковая дивизия держала оборону на старинном оборонительном сооружении, не раз модернизировавшемся впоследствии Крымском валу, и сдерживала наступление 11-й немецкой армии.

Во время боев за Крымский перешеек 26-28 сентября в немецкое окружение в районе поселка Кантемировка и попал 417-й стрелковый полк, в огнеметной роте которого служил наш земляк Петр Зелянин. И хотя полк после ряда контратак снова вышел из окружения, его потери убитыми и ранеными были огромными.

Госпиталь, ушедший в подземелье

Вы вспоминаете, что боевой товарищ похоронил вашего родственника вблизи неизвестного вам госпиталя, куда он мог попасть в результате ранения. В этой связи нам удалось разыскать сведения о военном госпитале №170, который осенью 1941 года входил в состав 156-й стрелковой дивизии. Он располагался в крымском селе Ташлы-Кипчак (сейчас это село Клепинино). В этом госпитале работали преподаватели и студенты старших курсов Крымского медицинского института. Затем, по мере отступления частей Красной Армии на восток Крымского полуострова, госпиталь был перенесен в Керчь.

17 ноября 1941 года советские войска оставили Керчь. Часть войск прикрытия, а также медработников с ранеными, не успевшими перебраться на Тамань, ушли тогда в Аджимушкайские катакомбы (до тринадцати тысяч человек) и катакомбы Старого Карантина.

Если ушедшие под землю защитники Аджимушкайских катакомб практически все были убиты, умерли от истощения и ран – в плен к немцам, после ликвидации подземного гарнизона, к 30 октября 1942 года попали только сорок восемь человек, то гарнизону подземелий Старого Карантина повезло больше – подходы к старинным каменоломням были освобождены в ходе Керченско-Феодосийской операции, и у бойцов подземного фронта появились шансы выжить.

И все-таки Клепинино?

Судя по официальной дате исчезновения, свое последнее письмо ваш родственник должен был написать не позднее сентября 1941 года. Поэтому раненый боец Зелянин должен был поступить именно в 170-й госпиталь, находившийся в крымском селе Клепинино (до 1948 года — Ташлы-Кипчак). Там, с высокой долей вероятности, находится и его безымянная могила.

Сегодня в селе Клепинино Красногвардейского района республики Крым располагается братская могила советских воинов. Только известных солдат в ней покоится 344. Всего же в этом захоронении, по официальным документам, захоронено более четырехсот бойцов. С высокой долей уверенности мы сегодня можем полагать, что один из неизвестных бойцов в этом мемориале – мантуровский солдат Петр Иванович Зелянин.