Подбор автосервиса часто превращается в настоящую лотерею: никогда не знаешь, на каких мастеров нарвешься. И если автовладельцы со стажем годами ремонтируют своего железного коня в одной и той же мастерской, новички даже не представляют, на что ориентироваться. Как обойти уловки, можно ли сэкономить на обслуживании, не теряя в качестве, и о каких своих правах нужно знать, мы расскажем сегодня.

Сто раз проверь, один – отремонтируй

В разных автосервисах отличаются цены даже на одни и те же услуги. Причина кроется не только в качестве и профессионализме работников, но и в дополнительных услугах. Например, кто-то вписывает в наряд-заказ полировку болтов, а кто-то – нет. Хорошо, когда человеку понятно, что нужно делать. Хуже, когда машина «не едет», «глохнет» или «стучит», а опыта водителя не хватает, чтобы понять, где неполадки. В этом случае всегда есть опасность, что автосервис придумает поломку, которой не было, или вместо простой операции насчитает три-четыре сложные манипуляции.

Что делать?

а) Пройти диагностику. Диагностика показывает, где и что барахлит, а уже по ее результатам надо вычислять стоимость ремонта и запчастей.

б) Описать проблему мастерам и услышать от них, сколько может стоить ремонт. В этом случае лучше посетить не один автосервис.

Хорошие запчасти не терять

Многие водители, наслушавшись страшных историй, боятся, что в автосервисе могут поменять вполне себе работающие детали на запчасти худшего качества. Чтобы не попасть в такую ситуацию, спросите заранее, в каком виде вам вернут детали, если их потребуется заменить. В автосервисе, который дорожит своей репутацией, старую деталь вам отдадут в коробке из-под новой (которую установили только что).

Неплохо присутствовать при ремонте, чтобы в наряд-заказ не вписывали работы, которых на самом деле не было. Или возьмите с собой человека, который разбирается в ремонте. И обязательно уточните у сервиса, пустят ли вас в ремонтную зону.

В тему

Существует неприятная схема, когда мастера автосервиса ремонтируют автомобиль, но при этом добавляют новые поломки. Логика такая: машина быстро сломается, и клиент снова приедет ее чинить.

В таких случаях лучше подстраховаться. Спрашивайте фамилию, имя и отчество мастера, который займется вашей машиной. Если после обнаружатся неполадки, вы будете знать, на чью работу жаловаться. Сервис, которому скрывать нечего, такие сведения даст без труда.

Кроме того, сфотографируйте машину перед тем, как отправить на ремонт. Если, например, во время работы на кузове появятся царапины, фотографии помогут доказать, что это вина ремонтников.

Если в работе обнаружены недостатки

Обязательно проверяйте качество работ при приеме заказа. Или заранее оговаривайте возможность последующего предъявления претензии. Если заказ был принят без проверки, вы лишитесь права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки (если иное не оговорено договором).

Если же недостатки оказалось невозможно установить при обычной проверке, об их обнаружении нужно сообщить в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в пределах двух лет со дня принятия услуги.

Ольга БРАЦЛАВСКАЯ, юрист МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:

– За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг (выполнении работ) исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

– соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора, а также потребовать возмещения убытков.

За нарушение исполнителем срока окончания выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе потребовать выплату неустойки.

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги).

В случаях когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребителю необходимо направить исполнителю претензию, которую исполнитель должен рассмотреть в течение десяти рабочих дней.

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем, срок устранения недостатков указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в претензии (заявлении), направленной потребителем исполнителю.

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.