Нину Валентиновну можно по праву назвать ветераном Костромского троллейбусного парка. Впервые за руль пассажирской электрической машины она села в далеком 1985 году. За это время Нина Усольцева накатала сотни тысяч, если не миллионы километров по ставшему уже давным-давно родным городу. По всем троллейбусным маршрутам Костромы она может проехать буквально с закрытыми глазами. А главным в своей работе Нина Усольцева считает комфорт и безопасность пассажиров.

По комсомольской путевке

 

– Нина Валентиновна, вы – костромичка?

– Не коренная. Родом я из Судиславского района, из деревни Асаново.

– Давно приехали в Кострому?

– В 1985 году. После школы работала по комсомольской путевке в колхозе, оператором машинного доения. К тому времени еще не определилась, кем стать. Нас, трех девчонок-одноклассниц, сагитировали на работу в колхоз «Россия». Смена начиналась в пять-шесть утра, вставать приходилось в три – четыре часа. Но через год все же уехала в Кострому и поступила учиться на водителя троллейбуса.

– Почему вдруг троллейбус?

– Не знаю, может, тяга к технике. Я ведь девчонкой на мотоциклах каталась. А еще брат меня на грузовой машине ЗИЛ учил ездить. Было у меня желание водить машины.

– А на каком мотоцикле катались?

– Сначала на «Восходе», потом «Яве».

– Серьезно? «Ява» по тем временам была мечтой едва ли не каждого пацана.

– Да, быстро бегала…

– Падали с мотоцикла?

– Бывало. Однажды, когда я училась в десятом классе, поехала с подружкой на «Восходе» на уборку картофеля. С горы в гору, дальше поворот, и вдруг навстречу «стрела» – кран ехал. Я растерялась, дернула рулем, и мы скатились в овраг. Водитель крана, я думаю, больше нас испугался. Он помог вытащить мотоцикл. Мы сели и дальше поехали. Родители не ругались, а брат в то время в армии служил (смеется).

«Радиус, радиус! Иначе таких дров наломаем»

 

– Учиться на водителя троллейбуса было тяжело?

– Нет, по теории мы изучали в основном физику, все, что связано с электричеством. Три месяца теории, три месяца учебной езды, потом стажировка с пассажирами. Так как я ездила на ЗИЛе, управление машиной легко давалось. Немного смущали габариты, но наставник, помню, кричал: «Радиус, радиус! Иначе таких дров наломаем».

– Хорошо, что у вас опыт был, когда ездили по городу. А как вели себя девочки, которые в первый раз сели за руль?

– Ехали потихоньку, обычно рано утром или вечером после часа пик, пока машин и пешеходов мало. Да и в то время движение было не такое, как сейчас.

– У вас в группе в основном девочки были?

– Нет, были и мальчики.

– Я к чему спросил. В те времена, насколько я помню, женщины за рулем троллейбусов встречались чаще.

– Мужчин тоже было много. Девчонки часто уходили, иногда оставались работать один– два человека из группы. Тяжело.

– Куда вас распределяли после окончания учебы?

– В Кострому и Ярославль. Кстати, мы с девочками тоже решили поехать в Ярославль. Но, видимо, кто-то из тех, кто приезжал раньше, зарекомендовали себя не с очень хорошей стороны. Может быть, поэтому нас долго не заселяли в общежитие. Мы подождали- подождали и уехали обратно в Кострому.

Перед выездом троллейбус следует экипировать

 

– Какой у вас был первый маршрут?

– Четвертый, за Волгу.

– Предпочтения при выборе маршрута у водителей троллейбусов бывают?

– Да, для меня там, где дорога получше. Но если асфальт ровный, то без разницы.

– Обычно новичкам дают не самые лучшие машины.

– В те времена так и было. И это, я думаю, справедливо. На новых машинах должны ездить те, кто отработали на предприятии много лет и имеют опыт вождения.

– У вас троллейбусы закреплены за водителями?

– Да. Но даже если едешь на не закрепленной за тобой машине, все равно несешь за нее ответственность. Если, допустим, заметил неисправность, нужно сразу написать заявку на ремонт. Чтобы на следующий день машина вышла на линию готовой.

– Во сколько и с чего начинается рабочий день водителя троллейбуса?

– Все зависит от смены и маршрута. Те, кто работают на «двойке», начинают в четыре утра – троллейбус идет к московскому поезду. Перед выездом мы проходим медицинский осмотр, экипируем троллейбус.

– Что значит «экипируете»?

– Устанавливаем зеркала. Поясню: во время мойки машины их приходится снимать, чтобы не повредить щетками. На крышу поднимаемся заменить угольные вставки, которые по проводам ходят, проверяем крепление колёс.

«Я заранее старюсь просчитывать опасные ситуации»

 

– В чем разница между работой водителя троллейбуса, скажем, в восьмидесятых и сейчас?

– Сейчас на дороге машин больше, а пассажиров в салоне меньше. Помню, раньше двери невозможно было закрыть – столько людей. Когда много пассажиров, ответственность выше и ощущение такое, словно на себе везешь. Раньше пассажиры не жаловались на водителей. Сейчас же часто звонят. При трогании нужно смотреть в три зеркала и в лобовое стекло.

– Сегодня конкуренция на маршрутах города довольно серьезная. Конфликты случаются?

– Бывает. Недавно я ехала по улице Ленина, а за мной автобус. Пассажиры естественно садились по большей части ко мне. Водитель этого автобуса решил меня обогнать, но ему помешали стоявшие впереди на светофоре машины. И он своим зеркалом зацепил корпус моего троллейбуса. Пришлось стоять, ждать ГИБДД. Жаловался, что я забираю его пассажиров. Причем именно этот водитель не в первый раз пытался меня подрезать. Проблема в том, что у них зарплата зависит от того, сколько они привезут выручки. Поэтому и опасно обгоняют, и мимо остановок случается проезжают. Конечно, не все водители автобусов так себя ведут. Среди них много ответственных и порядочных людей. Но тем не менее проблема есть. Раньше весь городской общественный транспорт был муниципальным и таких гонок не было, ездили спокойно и безопасно.

– А как в целом обычные водители относятся к общественному транспорту?

– По-разному. Есть те, кто понимает и пропускает, есть те, кто из принципа не дает проехать. Случалось, подрезали и специально резко оттормаживались перед троллейбусом. Я уже просчитываю такие ситуации и стараюсь заранее притормозить, чтобы не доставлять дискомфорта пассажирам. Думаю, все зависит от воспитания человека.

Сын, дочь и внучка Вероника

 

– Давайте поговорим о более приятных вещах. За рулем троллейбуса красивая женщина, мужчины пытались познакомиться?

– Раньше, когда была помоложе, да, подходили, заводили разговор, но дальше разговоров дело не заходило. В те времена мы больше общались с водителями автобусов из первого парка. Постоянно на линии, примелькаешься друг другу. Так с мужем познакомились, он на двадцать первом маршруте работал. Я стою на остановке, автобус подъезжает, встает рядом в левый ряд. Я подумала, водитель что-то сказать хочет, открываю форточку, а он водой из стеклоомывателя прямо на меня. На следующей остановке уже я слева подъехала, дверь открываю, он смеется. Ну я пообещала, что в следующий раз на него ведро вылью. В общем – вышла за него замуж. У нас двое детей, сын и дочь. А еще внучка Вероника, четыре месяца.

– Как долго планируете работать водителем троллейбуса?

– Пока здоровье будет позволять.

Алексей ВОИНОВ
Фото автора и из архива
Нины Усольцевой