Только в этом году аферисты похитили со счетов костромичей около ста миллионов рублей

Удивительно, но всем троим поговорившим с нами обычным костромичам так или иначе приходилось сталкиваться с попытками обмана в реальной жизни. Кто-то получал смс сообщения, кому-то звонили липовые сотрудники кредитных учреждений. Пожалуй, у каждого жителя нашей области среди знакомых обязательно найдутся люди, кого аферисты оставили без кровно заработанных. О мошенниках и применяемых ими схемах сегодня знают практически все, и тем не менее мы продолжаем вестись на их хитрые комбинации. Как же защитить себя и своих близких?

Мошенничество – криминальная чума XXI века. Каждый день на уловки псевдобанкиров, целителей и прочих аферистов попадаются тысячи людей. По данным всероссийской статистики, в этом году число подобных преступлений выросло на 77 процентов. В чем причина такого резкого скачка и можно ли переломить ситуацию? За ответами на эти вопросы мы обратились к заместителю начальника УМВД России по Костромской области – начальнику полиции Дмитрию Ефремову.

Залог успешной покупки – надежный сайт и проверенный продавец

– Дмитрий Алексеевич, какова на сегодняшний день статистика мошенничества в Костромской области? Сравнима ли ситуация с общероссийскими цифрами?

– Кострома и область, к сожалению, мало уступают российским показателям. С начала года в нашем регионе зарегистрировано 1786 фактов дистанционных хищений денег. В общей сложности со счетов костромичей похищено около 100 миллионов рублей.

Такой рост можно объяснить. В период ограничений люди стали чаще делать покупки в Интернете, перешли на удаленный вариант расчетов. Как результат, все чаще данные банковских карт оказываются в сети на незащищенных ресурсах, чем и пользуются злоумышленники.

– Получается онлайн-покупки небезопасны?
– Не совсем так. Сотрудники полиции постоянно сталкивались с ситуациями, когда потерпевшие сами открывали доступ к личному кабинету, доверялись сомнительным продавцам на сайтах бесплатных объявлений, заинтересовавшись низкой ценой или неожиданной компенсацией. Немало случаев и использования мошенниками сайтов-двойников, когда посетитель просто не замечает мельчайших отличий от оригинала, вводит данные своей карты, в результате переводит средства мошенникам и остается без покупки.

На надежных сайтах, у проверенных продавцов совершать покупки достаточно безопасно. Особенно если речь идет о наложенных платежах по факту получения товаров. Не станет проблемой и онлайн-оплата, но опять-таки если интернет-ресурс неоднократно проверен.
Отдельная «головная боль» специалистов кредитных учреждений – это аферы, связанные с безопасностью банковских карт. Несмотря на масштабную профилактическую работу, каждый день двое, трое, а то и пять человек попадаются на различные уловки (остановка транзакций, оформление кредитов, обещание компенсаций) и теряют свои сбережения.

Надо понимать, что преступность не стоит на месте. Мошенники постоянно вносят коррективы в способы обмана, чутко реагируя на все усилия заинтересованных ведомств, банковских структур, администрации и других. Например, сейчас аферисты для завоевания доверия сами предупреждают об участившихся случаях мошенничества и уже затем предлагают перевести деньги на безопасные счета.

«Про схемы мошенников знал, но не думал, что это коснется меня!»

– Наверное, здесь речь идет о пожилых людях? Они чаще всего в зоне риска?
– И да, и нет. Конечно, пенсионеры не так хорошо разбираются в современных технологиях и легче поддаются внушению со стороны аферистов, но, с другой стороны, и молодые люди зачастую доверяются все тем же псевдосотрудникам банков. Подводит самоуверенность, и часто можно услышать фразу: «Да, про схемы мошенничества знал, но не думал, что это коснется меня!».

Мошенники активно используют так называемую «социальную инженерию». Злоумышленники научились воздействовать на своих жертв психологически, начиная с обращения по имени-отчеству. Таким образом, потерпевшие слишком поздно распознают обман и обращаются за помощью, когда злоумышленники уже завладели их деньгами.

В этом случае единственная надежда потерпевшего – полиция и система правосудия. После того как оперативники задержат злоумышленника, следователи соберут все материалы в отношении него, а суд назначит наказание – справедливость восторжествует. Но сами понимаете, как бы быстро мы ни работали, на все нужно время.

– Неужели никак нельзя ускорить процесс?
– Мы постоянно совершенствуем формы и методы расследования, находимся в диалоге с администрацией региона, с работниками кредитно-финансовых организаций, с модераторами интернет-площадок, плотно работаем с правоохранительными органами других регионов и государств. Но важно не просто сократить время, затрачиваемое на изобличение дистанционных преступников, а не допустить самого факта мошенничества.
Для этого мы проводим серьезную разъяснительную работу: в личных беседах, с помощью памяток, через СМИ, в Интернете, в социальных сетях. В нашу жизнь все глубже проникают цифровые платежные средства. Поэтому на постоянной основе ведется работа по интегрированию в кредитные учреждения современных антифрод-систем. Это позволяет специалистам в режиме онлайн отслеживать операции по счетам клиентов, выявлять подозрительные транзакции и в дальнейшем блокировать их.

Сейчас активно внедряется концепция специальных карт, привязанных к отдельному счету, с минимальным количеством денег, рассчитанных только на совершение той или иной покупки. Ну и, естественно, пользователям необходимо постоянно повышать уровень знаний в области кибербезопасности. Масштабная профилактическая работа сейчас проводится без исключения всеми заинтересованными сторонами.

«Не забывайте поговорку про сыр и мышеловку»

– С предупреждением этих преступлений все более-менее понятно. А как обстоят дела с раскрытием уже совершенных?
– Найти злоумышленника и привлечь его к ответственности – непростая задача. Сейчас это уже не одиночки, которые на свой страх и риск обманывают доверчивых граждан, а хорошо организованные и оснащенные формы современной преступности. Проанализировав уже расследованные уголовные дела, мы точно знаем, что исполнители проходят специальные тренинги и инструктажи, где учатся воздействовать на потенциальных жертв.

Кроме того, злоумышленники используют самые современные технические средства подмены номеров, программы изменения голоса, одноразовые сим-карты, которые после пары звонков выкидывают, или блокируют счета, куда приходят полученные преступным путем средства. Поэтому задержание каждого – результат кропотливой работы стражей порядка.

В то же время выросшее число схожих между собой преступлений позволили оперативникам «набить руку», и сейчас количество раскрываемых фактов обмана значительно возросло по сравнению, скажем, с двумя-тремя годами ранее (2018 год – 131, 2019 год – 225, 2020 год – 250). Сегодня в региональном УМВД и районных органах внутренних дел созданы специальные подразделения по раскрытию и расследованию таких преступлений. Только в этом году костромские стражи порядка привлекли 17 групп аферистов, которые работали по всей России и зарабатывали огромные суммы на доверчивых гражданах. Число жертв только одних московских экстрасенсов уже сейчас составляет более 240 человек, а причиненный им ущерб исчисляется десятками миллионов рублей.

Так что граждане, ставшие жертвой мошенников и вовремя обратившиеся в правоохранительные органы, имеют шансы наказать злоумышленника и вернуть свои сбережения. Но все-таки, думаю, каждому сотруднику полиции хочется, чтобы жертв аферистов было как можно меньше, чтобы владельцы банковских карт, да и любых счетов, относились внимательно к своим сбережениям и умели распознать мошенничество.

– И напоследок давайте напомним основные правила безопасности. Как уберечь себя от аферистов?
– Ни при каких обстоятельствах не разглашать данные банковских карт третьим лицам. Тщательно перепроверять всю полученную информацию, связанную с движениями денежных средств. Стараться избегать предоплаты при совершении сделки купли-продажи на интернет-площадках. Прежде чем переводить кому-либо деньги, уточнить тому ли адресату они уходят. Критически относитесь к любой идее легкого заработка, не забывайте поговорку про сыр и мышеловку. В случае возникновения малейших подозрений прекращайте все операции и сразу же обращайтесь в полицию.

Алексей ИВАНОВ
Фото пресс-службы УМВД России по Костромской области

Денис ШАЛАЕВ, директор Костромского филиала АО «Россельхозбанк»:

– Действительно, сегодня мошенничество с банковскими картами распространено. Банки со своей стороны постоянно совершенствуют систему защиты денежных средств на картах своих клиентов: пин-код, пароли, защита. Но, в конечном итоге, все зависит от бдительности самого человека.

Если вам звонит «сотрудник службы безопасности» банка и спрашивает о том, проводили ли вы недавно какие-либо операции, знайте: это одна из схем телефонного мошенничества. Сотрудники службы безопасности уважающего себя банка никогда не звонят клиентам лично, ни по каким вопросам. Если вам приходит сообщение о том, что ваша карта заблокирована и для разблокировки вы должны направить какие-либо сведения, содержащие персональные данные, – это еще один вариант обмана клиента банка. Как правило, под предлогом уточнения информации злоумышленники выясняют данные карты или вынуждают набрать комбинацию цифр и совершить перевод денежных средств. Специалисты банка никогда не будут спрашивать ваши персональные данные и данные ваших карт по телефону.

Чтобы не стать жертвой мошенников, ни при каких обстоятельствах не совершайте следующие действия:

Не уточняйте никакие свои персональные данные по телефону!

Не называйте свои пароли и данные банковских карт в разговоре!

Попросите специалиста банка назвать свое ФИО, должность и адрес офиса!

Предлагайте лично посетить офис для решения проблемы!

Будьте внимательны, не поддавайтесь на провокации мошенников. Лучше лишний раз прийти в банк лично или перезвонить по городскому номеру, размещенному на официальном сайте, чем потерять свои деньги. Для покупок в интернете лучше использовать отдельную карту, не связанную с получением на нее пенсии или зарплаты.

Полина, костромичка:

– Приходилось сталкиваться и с нелепыми сообщениями, но с ними, я думаю, сталкивались многие. Звонки идут часто, к ним привыкаешь, любой такой звонок я либо сбрасываю, либо говорю, извините, мне это не нужно, и кладу трубку. Что касается профилактики, защиты людей, особенно пенсионеров, сегодня есть много просветительских и волонтерских проектов. Добровольцы приходят к пожилым людям, рассказывают о подобных случаях, просят быть осторожнее. В семьях дети и внуки тоже могут рассказать, они ведь знают об этой проблеме.

Раиса Александровна, костромичка:

– Да, мне звонили, «предупреждали», что с моей карты пытались снять средства. Я уже не помню, кем мужчина представлялся. Ответила на звонок, на том конце провода сказали, что была попытка снять с карты деньги, просили назвать данные карты. Естественно, не раскрыла, ответила, что лучше схожу в банк и разберусь там. Уже научены, у нас на работе говорили, что такие вещи происходят. А если бы не была предупреждена, возможно, тоже бы сообщила данные карты. Пенсионерам просто не нужно брать трубку, если звонят с незнакомого номера. Я своей маме сказала, что на звонки с незнакомого номера лучше не отвечать и с посторонними не общаться, если, допустим, приходят и голову пытаются заморочить, предлагают что-то купить. Она объясняет это и другим бабушкам, с которыми гуляет.

Наталья, костромичка:

– Я считаю себя доверчивым человеком, а защищенным – вряд ли. К сожалению, мне уже доводилось таким образом терять деньги. Звонили, говорили, что с моего счета якобы снимаются деньги, давайте срочно называйте пин-код, в другой раз предлагали переоформить карту. Сейчас стала умнее, знаю, что банки не звонят. Думаю, надо информацию о мошеннических схемах массово доносить до людей, ведь доверчивых среди нас много, особенно важно рассказывать о существующей опасности пенсионерам. Делать это должны прежде всего близкие люди. Если бы я знала раньше, думаю, не попалась бы на такие уловки.