Огромное желание перемен, получение второго диплома, любовь к детям – и инженер стал педагогом.
Сегодня молодым специалистам рады многие сферы деятельности – готовы поддержать, направить, обучить. Дополнительное образование предоставляет широкую творческую самореализацию, здесь нет уроков по строгим стандартам: можно создать свое объединение, разработать интересную концепцию, найти актуальное направление. Да и государство позволяет: если специальность, полученная когда-то давно в университете, непедагогическая, а научить собственному ремеслу хочешь – проходи профпереподготовку и вперед! Свою историю пути в дополнительное образование нам рассказал молодой специалист Центра технического творчества Никита Сахаров.
Творческая работа
– Расскажите, как вы оказались в Центре технического творчества?
– Долгое время работал по инженерной специальности, но все же рутина мне надоела. Получилось так, что моя школьная учительница по физике порекомендовала «сходить» в дополнительное образование. Самому частную школу открыть сложно. Сюда пришел, рассказал, что могу. По образованию я инженер, пришлось пройти профессиональную педагогическую переподготовку.
– И на какую должность вас приняли?
– Я педагог дополнительного образования, руководитель объединения «3D-моделирование» (по-старому – кружок). Обзавелся учебниками и справочниками, легко делюсь. Учреждение предоставило мощные моноблоки. Принтеры — это мой вклад в кружок. Знаете, некоторые любят путешествовать, кто-то любит массовые шумные мероприятия, а меня устраивала до этого мастерская. Потом я понял, что хватит: пора делиться имеющимся опытом.
– Сложно увлечь современных детей?
– Да, это трудно, остаются не все. Но увлечь нужно. Часто в городе дети живут в квартирах, там у папы максимум – шуроповерт. На этом все заканчивается. Есть дети, которые с рождения тянутся к технике и инструментам, душа лежит к тому, что надо что-то делать, а дома не всегда есть такая возможность. Придя в допобразование, они учатся на практике создавать своими руками, получать результат, плюс это все под присмотром педагога. Один ученик как-то принес сломанную деталь от домашнего тренажера, мы с ним вместе спроектировали эту деталь, распечатали — отремонтировал дома тренажер, заменил сломанный элемент на распечатанный. Вот такое применение знаний на практике!
– Что удивило больше всего в этой сфере?
– Я никогда не думал, что работа с детьми требует так много сил и энергии. Это была трудность и огромное удивление. Большое отличие от школьных уроков в том, что все-таки сюда приходят с желанием получить знания, слушают с открытым ртом, дети сами делятся энергетикой. Сил вкладываем много, но педагоги видят, что работают не зря. На занятиях тоже относительная свобода – если заскучали, то скажут. Программа программой, но можно предложить что-то и другое: устали моделировать якорь или штурвал, сделаем дом или автомобиль.
Кардинальные перемены
– Сложно так резко менять сферу деятельности: из инженера в педагоги?
– Я много взвешивал, было нелегко. Роль сыграла моя непостоянная натура: долго не задерживаюсь на месте, хочется развиваться. В любой профессии меня хватает ровно на столько, пока я полностью не изучу то, чем занимаюсь. После института работал на заводе, было интересно, пока станок не освоил, потом появилось дикое желание что-то поменять. Так по жизни: изучаю, расту, и если здесь все, потолок — понимаю, надо дальше идти.
– А здесь «потолок» близко?
– Не близко: работа творческая, меня это и привлекло. Судьба сюда направила, можно сказать. Центр технического творчества — это вообще про меня, я считаю. Много есть учреждений дополнительного образования. С одной стороны можно куда-нибудь еще было удочку забросить. Почему остался здесь? Меня коллектив очень хорошо принял.
– Хорошо — это как?
– В основном педагоги у нас с опытом. Молодые специалисты есть, но не так много. Мне помогли влиться в коллектив и работу. Доброжелательно приняла директор Юлия Рыжова, заместитель директора Ирина Желудкова взяла шефство, наставляла, методист Алия Хаджиева помогала с написанием образовательных программ. Много чувствовал моральной поддержки. Я сначала стеснялся, не было даже опыта публичных выступлений — пришлось перебороть себя и начать. Помощь была еще вот в чем: дети ведь могут ходить на занятия, а могут и нет, все бывает. Конечно, начинается самокритика — я неинтересный, материал не тот и т. д. Коллеги постоянно говорили, чтобы я не переживал, объясняли, что у детей может быть много уроков, заданий – и не я плохой и скучный, а так вышло. Здесь меня, можно ска- зать, взяли за руку и повели.
– Сейчас вы одна команда?
– Совершенно верно! Мне приятно, что я не один увлеченный, есть люди, которым интересно это техническое направление. И оно пользуется большим спросом у ребят. Ведь творческий человек всегда работает на «зрителя» – нам важно показать, увидеть эмоции, а для детей это еще приятней.
Мечты сбываются
– Часто жалуются педагоги, что после работы нет ни времени, ни сил на что-то еще, у вас так?
– Когда я попал в сферу допобразования, увидел возможность «интересного» графика. Я занят не каждый день, как на прежней работе: приходил домой и сил не оставалось точно. А здесь я могу заниматься творчеством-работой и в кабинете, и даже дома. Сейчас больше времени с семьей получается проводить. При переходе в «дополнительное» рассчитывал, что могу реализовывать свои мечты. До этого они были «заморожены»: прежняя работа занимала большую часть моего времени.
– Никита, о каких мечтах идет речь?
– Мечты – изобретательство. Хочу построить более серьезную взрослую технику — квадроциклы, снегоходы. Детский снегоход уже позволила новая работа сделать. А потом я показал это изделие ребятам — собирались с учениками, катались. Эти мечты еще с детства: я видел что-то самодельное, и очень хотелось похожее смастерить своими руками. Уже тогда зарождались идеи, думал, когда вырасту, будут возможности и инструменты — я реализую все для своего ребенка. Получилось! Мой папа тоже был рукодельник, он сделал дав но-давно деревянный снегокат, потому что на тот момент их было не купить. И тогда уже папа научил: если у тебя есть идея, возьми и сделай, воплоти в жизнь.
– А вы сами в детстве были как-то причастны к дополнительному образованию?
– Я вырос в частном доме, у отца была мастерская, все детство проводил там: станки меня притягивали. В свое время не ходил никуда, так получилось, мог бы, конечно, но не знал о кружках или секциях… хватало мастерской. Но много потерял, честно: важную роль в жизни играет работа в коллективе сверстников вместе с педагогом.
– И сейчас уже вы педагог…
– Мне нравится делиться знаниями. Когда слушают — это дорогого стоит. Ты даешь детям что-то интересное, видишь горящие глаза. У меня пять групп. И постоянно хочу что-то изобрести вместе с ними. Я инженер по образованию, получилось, что я и в душе тоже инженер.
– Насколько вы инженер в душе?
– На все сто. Нравятся самоделки: все, что связано с двигателями. Я собрал детский снегоход на моторчике, катались вместе с дочкой. И она знает, что снегоход папин. Хочу сделать теперь обучающие видео для родителей: как папа с «прямыми» руками может своему ребенку собрать что-то подобное.
– Кто сегодня работает в дополнительном образовании, какие это люди?
– Фанаты своего дела. Я – фанат, делаю даже то, что не просят, то, без чего легко обойтись можно. И тут преодолеваются всяческие барьеры в написании программ, какой-то еще бюрократии. Если горишь делом, то все остальные вопросы решишь.