«Северная правда» продолжает поиск костромичей, пропавших в ходе Великой Отечественной войны. Сегодняшний наш рассказ посвящен костромичу, сержанту Василию Ульянову. Он пропал без вести в марте 1943 года и судьба пилота до сих пор оставалась неизвестной.

«Других сведений о его судьбе не поступало»

В редакцию нашей газеты поступило обращение от Любови Беленоговой, которая просила помочь в поиске своего брата, Василия Ульянова. Он родился в 1923 году, был летчиком. «С 1941 по 1942 год он учился в летном училище в городе Балашов Саратовской области. После окончания училища его направили на фронт в летную часть. Службу он проходил пилотом 820-го штурмового авиационного полка и 7 марта 1943 года не вернулся с боевого задания, пропал без вести», – сообщила нам читательница. Также Любовь Борисовна приложила копии фронтовых писем брата и ответ на запрос из министерства обороны СССР, полученный в 1969 году. В нем сообщалось только то, что и так было известно родственникам: Василий Ульянов пропал без вести.

Летчики и технический персонал 155-го штурмового авиационного полка

«Теперь я буду летать не на бомбардировщиках, а на штурмовиках»

Действительно, в найденных нами документах также были сухие формулировки – «пропал без вести», «судьба не известна». Но что-то в этих сведениях не давало нам покоя. И, сравнивая различные архивные источники, мы поняли, что именно: 820-й штурмовой авиационный полк, как и 292-я штурмовая авиационная дивизия к марту 1943 года были переформированы. И с февраля Василий Ульянов служил в 9-я гвардейской штурмовой авиационной Красноградской Краснознаменной ордена Суворова дивизии, 155-м гвардейском штурмовом авиационном полку. Дивизия эта гремела по всем фронтам. Бесстрашные летчики воевали на знаменитых машинах ИЛ-2. Вот что писал сам Василий Ульянов, в письме к родным 5 апреля 1942 года: «Теперь я буду летать не на бомбардировщиках, а на штурмовиках, которые являются мощным оружием для немецких танков и самолетов, и пехоты».

«Атакован истребителем противника»

К счастью, летчики и дивизии, и полка тщательно вели журналы боевых действий. И сегодня мы с точностью до нескольких минут смогли установить обстоятельства воздушного боя, случившегося 7 марта 1943 года. Из первой записи мы узнали, что в 12:16 с пункта Молвотицы (расположен в Маревском Сельском поселении Новгородской области) вылетели 9 штурмовиков ИЛ-2. Целью наших самолетов были живая сила и техника противника в районах деревень Глухая Горушка, Семкина Горушка, Медведово и Борок. Наши штурмовики были обстреляны огнем зенитной артиллерии, но свою задачу выполнили: был взорван склад боеприпасов, до восьми автомашин. Но в то же время сообщается, что истребители вели бой в районе деревни Ляхново (это граница Старорусского и Поддорского районов Новгородской области). О исходе боя не сообщалось.

Свет на события проливает еще одна запись в журнале боевых действий 155-го (ранее 820-го) штурмового авиационного полка. «Не вернулся с боевого задания сержант Ульянов со стрелком сержантом Конопко. По словам воздушного стрелка Галкина [самолет] был атакован истребителем противника в районе Овчинникова, что в 3 км севернее Слугино». Эти населенные пункты находятся также в Поддорском районе Новгородской области.

Журнал боевых действий полка

Поиск продолжается

К сожалению, мы с большой долей вероятности можем говорить о том, что ваш брат, пилот штурмовика ИЛ-2 Василий Ульянов погиб в том воздушном бою. Хотя официально утверждать этого и не можем. Дело в том, что территория, над которой проходило сражение, очень заболочена. Новгородские поисковики периодически находят обломки самолетов, а иногда и машины целиком. Особенно активно поиски идут, когда стоит засушливое лето. Тогда болото отступает и обнажает страшные детали прошлого. Только с 2011 года в различных районах Новгородской области найдено 26 самолетов ВВС СССР. Из них восемь — это ИЛ-2. Причем часто по бортовым номерам или другим деталям удается установить, кто входил в экипаж штурмовика. Мы надеемся, что и найдется и наш земляк, пилот Василий Ульянов.