Костромская активистка исполнила свою детскую мечту стать профессиональным вожатым и уже почти десять лет учится находить подход к самым разным детям. Как меняется со временем молодое поколение, с какими трудностями приходится сталкиваться наставникам и какой урок дает лагерь детям и взрослым, девушка рассказала корреспонденту «СП».

Смотрела на вожатых
и понимала, что хочу так же

­- Что повлияло на твое решение стать вожатой?

­- Примером для меня стали те вожатые, которые были когда­-то моими наставниками: смотрела на них и понимала, что хочу так же. Четко знала: когда мне исполнится 18 лет, я поеду в лагерь в качестве вожатой. До этого времени каждый год пыталась поработать с детьми: либо в пришкольном лагере, либо в летнем трудовом отряде, когда мы выезжали в дневные лагеря и проводили для ребят мероприятия. Став совершеннолетней, я сразу поехала в лагерь, несмотря на ЕГЭ, поступление и прочее ­ это меня не остановило. Конечно же, проходила школу вожатых. На тот момент жила не в Костроме, а в Подольске Московской области, там и получала знания. Сертификат мне выдали в 16­17 лет. Ребенком ездила в «Красную горку» ­ это был мой первый лагерь. Потом три раза отдыхала в «Комсорге», была в «Соколенке».

­- Удалось ли поработать в тех лагерях, куда ты ездила в детстве?

­- Меня пригласили в педотряд в «Комсорг». Езжу туда на протяжении семи лет: начинала с позиции стажера методической службы, потом была инструктором отряда, методистом смены и вот сейчас руководителем программы смен. Была и в «Орленке». Безусловно, отличается лагерь, увиденный глазами ребенка и вожатого, ­ это две абсолютно разные вещи. Сейчас уже это сложно отделить от моей обычной жизни, потому что моя работа связана с детьми, постоянно ездим на какие­-то смены.

­- Ты упомянула, что твоя работа связана с детьми…

­- Да, я специалист по работе с молодежью ­ в нашем университете, в КГУ, а также в Российском движении детей и молодежи. Обе работы ­ это основная занятость. Для души работаю на программах лагерей, координатором, куратором, наставником на форумах, экспертом на различных конкурсах. Поэтому вся история с лагерями перекликается с моей основной деятельностью. Сейчас еще обучаюсь на педагога-­психолога.

­- Как часто ездишь на смены?

­- В лагерь я езжу регулярно, потому что на самом деле за время смены ты проживаешь целую жизнь, пусть она длится всего лишь две или три недели. При этом у тебя есть возможность открыть ребятам абсолютно другой мир, потому что сюда приезжают разные дети, находящиеся в разных жизненных ситуациях. И когда ты можешь стать для кого­-то примером, показать новую сторону мира, когда ты понимаешь, что за двадцать один день что-­то изменил в ребенке либо помог ему узнать о себе что-­то новое, это всегда становится стимулом ездить на смены. Если создавать маленькое волшебство, хотя бы и всего лишь на несколько недель, то это запомнится ребятам. Не скажу, что на всю жизнь, но на определенный срок ­ точно.

Все взрослые когда-­то были детьми, только мало кто
об этом помнит

­- Что для тебя самое важное в твоей работе?

­- Всегда нужно уловить, понять, что интересно ребенку, какие у него ценности, чем он живет, как он мыслит. Узнать ребенка как человека, узнать его внутренний мир, и уже исходя из этого выстраивать с ним взаимодействие, налаживать контакт, дружбу. Мне кажется, это основной ключик к успеху.

­- А как сплотить коллектив в лагере?

­- Когда собираешь команду, важно соблюдать последовательность. Сначала настраивается индивидуальная работа с ребятами, чтобы каждый ребенок сам раскрылся и нашел единомышленника. Потом налаживается работа в парах, чтобы нашлись дети по интересам. Дальше налаживается командная работа в микрогруппах по четыре­-пять человек в зависимости от количества ребят в отряде, а затем в группах побольше ­ делим отряд на две части, например. И только потом уже все вместе. Это большая, кропотливая работа. Но без этой последовательности, на мой взгляд, ничего не получится. Каждый ребенок чувствует свою важность и ценность в коллективе, а не отстраненность. А также знает, чем именно он уникален.

­- Есть ли разница между поколениями ребят, которые были у тебя в отрядах?

­- Мне всегда вспоминается фраза Экзюпери о том, что все взрослые когда-­то были детьми, только мало кто об этом помнит. На самом деле, дети ­ они и есть дети, люди ­ они и есть люди. Просто каждый имеет какую-­то свою особенность, свой характер и интересы. Я не скажу, что есть сильная разница. Просто интересы у каждого поколения свои. С ребятами, которые сейчас ездят в лагерь, можно делать крутые вещи, даже если они изначально говорят, что не могут или не умеют. Они учатся это делать. А потом, когда ты с ними проживаешь две недели, понимаешь, что их удивляют даже мелочи, какими бы классными эти мальчишки и девчонки не хотели казаться в своих соцсетях.

­- Расскажи самые запоминающиеся истории, которые произошли за время смен.

­- Трудностей и интересных ситуации было достаточно. Никогда не забуду свою первую смену именно в загородном лагере, куда мы ездили на три недели. Мне тогда было сложно научиться работать вместе с напарником, не было большого жизненного и профессионального опыта, а он очень опытный вожатый. Что-­то у меня в голове не укладывалось, были не понятны многие вещи, и я не знала, как об этом сказать. Сложно пересилить себя и научиться находить общий язык с человеком, с которым ты работаешь в паре. Но пройдя это испытание, дальше я уже с легкостью работала в паре с другими ребятами. А еще в первую смену у меня был ребенок, который весь день ходил и говорил, что уезжает. Я попросила его подойти ко мне, когда приедут родители, чтобы проводить – все, как положено. И в какой­-то момент я заметила, что его нет, ­ обыскала всю территорию. Дозвонилась его родителям, и оказалось, что они ребенка забрали. Я тогда очень испугалась.

Несем свет, освещая ваш путь

­- Какие навыки ты обрела, работая с детьми?

­- Многие мои знакомые, в частности, преподаватели, придерживались такой тактики: человек, который работал в детском лагере, может все. Я с ними абсолютно согласна. За три недели ты о себе узнаешь столько нового и в профессиональном, и в личностном плане. Нет времени играть какую-­то роль, надевать маски. И плюс дети все чувствуют. Кроме того, ты растешь профессионально. Можешь думать, что чего-­то не умеешь, а потом оказывается наоборот. И это помогает даже в жизни, например, развитая коммуникабельность. В лагере ты учишься быть лидером, решать конфликты, договариваться, доверять, находить подход к людям. Возвращаешься другим человеком, как будто для тебя нет ничего невозможно. Я уверена: если бы не отработала столько смен в лагере, не стала бы тем человеком, каким являюсь сейчас. Лагерь открыл во мне очень много: я могу быть лидером, умею находить выход из сложных ситуаций.

­- Продолжаешь учиться вожатскому мастерству?

­- Сейчас чаще всего прохожу смежные курсы, не связанные с лагерем. Ты никогда не знаешь, что потребуется в тот или иной момент. А так я проходила не один курс школы вожатых. В 2021 году сама создавала программу профессиональной школы вожатых в Подольске. Это очень ответственно, ведь люди, которые получили сертификаты, будут работать с детьми. Хочется, чтобы отдых ребят был безопасный, и не только в плане здоровья, но и психологически. Чтобы у них не осталось неприятного впечатления от вожатого. Знаете, всегда мотивирует, когда дети уезжают из лагеря максимально счастливыми, отдохнувшими, открывшими в себе что-­то новое и увидевшими мир с другой стороны.

­- У вожатых очень важная миссия…

­- В обычной среде не всегда взрослый, который находится рядом, может показать этот мир. Поэтому у нашего отряда в Подольске есть девиз: «Несем свет, освещая ваш путь». А у педагогического отряда «Товарищ» лагеря «Комсорг» девиз: «Живи, за чужие спины не прячась и не боясь испытаний любых. Живи, про свою забывая радость, чтоб видеть радость в глазах у других». Под этими двумя девизами я живу и работаю с детьми в лагере.

­- Поддерживаешь ли связь с ребятами после смен?

­- У меня до сих пор «живет» беседа в мессенджере с теми детьми, у которых я была вожатой в «Комсорге» в свой первый раз ­ шесть лет назад. Это был самый младший отряд, и для меня большая радость, что ребята до сих пор ездят в лагеря. Мне очень приятно наблюдать за тем, как они растут на моих глазах. И особенно трогательно понимать, что я имею к этому отношение. Пусть мы видимся всего две недели за год, но каждый раз эти встречи очень теплые. Со многими поддерживаем связь в течение года, ходим гулять. Они всегда удивляют какими-то сюрпризами, самодельными подарками ­ это тоже один из показателей, что тебе удалось оставить кусочек своего сердца ребятам. Советуемся друг с другом по каким-­то поводам. С некоторыми я начинала дружить в лагере, когда они были маленькими детьми, сейчас мы уже коллеги. И это особая для меня история. Есть ребята из других городов, с кем впоследствии встречались на форумах в роли куратора, например. Здорово, что все-­таки эта связь поддерживается и остается.

Ольга СМИРНОВА

Фото из личного архива Христины Максименко