Костромская область сегодня представляет большой интерес для туристов. Это утверждение справедливо не только для городов, но и для многих небольших деревень. Например,  совсем недавно в деревне Лубяны Кадыйского района открылся Народный музей льна. Местные жители своими руками восстановили неиспользуемое здание и принесли для него экспонаты. Корреспондент «СП» пообщался с руководителем проекта — Екатериной Вершининой-Давидяк и узнал о том, что представляет из себя музей и чем он будет привлекать лубянцев и туристов.

Музей своими силами

– Екатерина, расскажите, какое отношение вы имеете к музею?

– Я руководитель проекта «ЛубяныАрт». В общем-то, придумала его и вместе с жителями деревни Лубяны воплощаю в жизнь.

– Но инициатива создания музея принадлежит местным жителям?

– Сейчас поясню. Я из Москвы, но больше года почти постоянно живу в Лубянах. Уж очень там хорошо! Зимой работала в Лубянском клубе, где мы с местными жителями пели, рисовали — занимались творчеством, в общем. И, конечно же, много разговаривали по душам. Так и выяснилось, что в Лубянах когда-то был деревенский музей, а лет 20 назад его не стало. Что случилось, не знаю — то ли закрыли его, то ли он сгорел, но смысл в том, что люди вспоминают о тех временах с тоской. А дальше история с музеем развивалась своим чередом. Когда мы готовились к 9 Мая, то очень хотели сделать что-то необычное, подлинное, чтобы за душу брало. Вот тут-то и выяснилось, что в деревне Лубяны есть уникальная с точки зрения истории вещь — тетрадь, куда собраны и записаны воспоминания о первом дне Великой Отечественной войны. Жители когда-то все это собрали и теперь бережно хранят. И я поняла, что у людей есть реальная потребность сохранять память о прошлом и это не просто какая-то традиция или обязанность. Это изнутри идет. А ведь что такое музей? Музей — это память. А экспонаты — это всего лишь материальные носители этой памяти. Главное же у нас в голове!

В общем, я слушала-слушала и предложила восстановить в Лубянах музей. Своими силами. И все сразу же заинтересовались. Начали ходить и говорить: «А вот у моей соседки есть ткацкий станок, мы знаем где. Марья Ивановна готова его отдать, потому что он все равно на чердаке лежит пылится», «а у нас есть то, а у нас се…».

– Откуда взяли помещение под музей?

– Здание нам дали сразу — я подошла к председателю Чернышевского сельского поселения Елене Мольковой, рассказала нашу идею. Она тоже воодушевилась и сказала, что у них есть несколько построек, правда, все они старые и нуждаются в ремонте. Мы выбрали из них самую пристойную и начали приводить в порядок. Материалы брали на пилораме у Александра Гусева. Он с пониманием отнесся и очень много помогал. Не скажу, что здание мы до конца починили – еще много работы впереди, – но в порядок мы его все же привели. Поменяли гнилые доски на полу, на потолке, вставили стекла, благоустроили территорию…

– И кто же всем этим занимался?

– Местные жители, кто же еще. Мы кинули клич: «На субботник!». Приходили и женщины, и мужчины. И это притом, что обычно в деревнях мужчины не любят участвовать в подобного рода активностях. А здесь я прихожу и смотрю — шестеро мужчин собрались и работают. Ого! Причем они чего-то недоделали и сами договорились на следующий день прийти и сделать. В итоге, мы вывезли весь мусор на свалку, покосили, починили, все отмыли. А параллельно готовили программу, учили песни про лён, собрали экспонаты для первой экспозиции. Они у нас по-настоящему народные — каждый принес из дома что-то свое. Очень много вышивки. Собирается уникальная коллекция рушников, сделанных лубянскими женщинами. Да много всего.

Небольшое здание музея восстанавливали всей деревней

Меня так никогда и нигде никто еще не принимал

– Если я правильно понял, вы создаете не просто музей, но еще и творческую площадку для художников, фотографов…

– Да, и она называется «ЛубяныАРТ». Я стараюсь приглашать в Лубяны творческих людей. Поначалу друзей, потом друзей друзей, а затем стала привозить выставки и художников в благотворительном формате. Все спрашивают где я их нахожу? Дело в том, что по первой профессии я художник, а по второй — и работаю до сих пор — телевизионный сценарист. Поэтому круг общения огромный. И я просто предлагаю: «Слушай, а поехали в деревню? Вы же хотите познакомиться со своим настоящим зрителем?» И многие хотят. Примерно так.

– И люди соглашаются?

– Соглашаются. У нас такой формат. Мы приезжаем на один день, монтируем выставку, собираем людей и проводим творческую встречу. Авторы общаются с местными жителями, а в конце обязательно мастер-класс, чтобы люди попробовали что-то своими руками поделать. Это интересно всегда. Иногда по пять часов не расходятся.

– Какая тематика?

– Самая разная. Первая наша выставка вообще очень необычная, она была про анорексию и про женщин. Я пригласила фотографа Аню Мирошниченко, она победительница нескольких престижных международных конкурсов. Конечно, мы с ней тщательно выбирали фотографии, чтобы людей не шокировать. В общем, это был такой эксперимент: а как воспримут в глубинке современное искусство? Понятно ли оно? И нужно сказать, что такого результата мы не ожидали. Люди не просто поняли. Они сопереживали, сочувствовали и включились. Полтора часа разговоров. После встречи Аня сказала: «Меня так никогда нигде и никто еще не принимал».

К нам приезжал скульптор из Чувашии Дмитрий Мадуров. Он занимается археологией и свою выставку посвятил путешествиям по раскопкам, привез акварельки оттуда и несколько скульптур. Приезжала художница Наталья Александровская, член МОСХа, с выставкой сельской живописи. А последнюю выставку привозила художник-монументалист Елена Касатова. С ней получилась отдельная история. Елена работает сценографом, специалист высокого класса, ставила несколько спектаклей во МХАТе, оформляла международные выставки, за которые Россия получала Гран-при, делала декорации для звездных телепроектов. Я рассказала ей концепцию нашего музея и предложила сделать на открытие уличные арт-объекты. Дело в том, что у нас есть три символа — три девы-льняницы из народного календаря. Алена-Льняница, которая сажает и выращивает лен, Параскева-Пятница, которая прядет нить, и Василиса-Искусница, которая создает волшебные вещи из ткани. Их я мечтала визуализировать. Елена Касатова загорелась этой идеей. Сначала мы хотели делать скульптуры из соломы — ну, дешевый материал, можно у фермеров попросить, но потом она предложила фотозону сделать. Чтобы стояла до снега. Нарисовала эскизы, сделала макеты. И снова встал вопрос с материалами. Пришли мы с ней на пилораму, и я говорю: «Дайте нам, пожалуйста, досок. У нас денег нет, это для музея. Будем делать фотозону». Работники говорят: «Давайте». «А можно мы у вас будем делать?» – «Можно». – «А поможете нам щиты сколотить?» – «Поможем». Вот так снова всем миром. Трехметровые щиты сделали, Елена вырезала фигуры вручную, расписала. Потом всей деревней делали подиум, на который установили первую фигуру – Алену-Льняницу. Получилось очень симпатично. До конца лета мы планируем сделать Параскеву и Василису, установить лавочки, и будет перед музеем красота.

А экспозицию музея оформляла дизайнер Анна Толстикова. Я пригласила ее на открытие Народного музея льна с выставкой авторских платков. Специально искала художника, который работает с текстилем. Но я не ожидала, что она тоже сразу же активно включится. В результате Анна вызвалась оформить первую экспозицию музея. Помимо того, что она дизайнер по текстилю, Анна еще и куратор. У нее очень много известных художественных проектов по всей России. В общем, Анна с женщинами, которые пришли и с удовольствием ей помогали, создали настоящее чудо. За два часа все принесенные старые вещи нашли свои места и преобразились в изящную, современную музейную экспозицию.

Хочу, чтобы музей в Лубянах стал творческой площадкой,

на которую можно было бы привозить свое искусство

– Расскажите про открытие. Какие были мероприятия, какие гости?

– У нас была просто потрясающая программа, обалденные костюмы, мы водили хороводы всей деревней. Людей пришло очень много, что опять же нетипично для сельской местности. Открывала праздник наша фольклорная группа «Березка». Участницы раньше пели, занимали почетные места на разных конкурсах, но потом коллектив распался, а сегодня хор воссоединился вновь. Пока поют и занимаются впятером, но я надеюсь, что к ним начнут присоединяться остальные участники. А на открытии группа «Березка» исполнила лубянскую песню про лён «Пряслица». Ее всегда пели в деревне и мамы, и бабушки. Так что песня тоже стала своего рода музейным «экспонатом». А потом начался фольклорный интерактив — подарок от наших гостей. К нам, специально на открытие музея, приехал фольклорный ансамбль «КудЕля». Это московский коллектив, руководят которым Алина Духно и Иван Кабанов. Они привезли программу про лен: песни, хороводы. Танцевали всей деревней! К слову, ансамбль «КудЕля» состоит из 15 человек. Мы ничего им не платили, все тоже на благотворительной основе. Принимал хор Владимир Авилов, принимал по-русски, с настоящим «лубянеским гостеприимством» и тоже абсолютно благотворительно.

– На открытии были именитые гости?

– Да, нас посетил Виктор Васильевич Афанасьин, заместитель директора Костромской льняной мануфактуры и хранитель музея истории БКЛМ. Он приехал не с пустыми руками – подарил несколько раритетных полотенец для нашей коллекции и пообещал взять шефство над музеем. Помогать. В качестве почетных гостей были и глава Чернышевской администрации, и…

– Как же вы так всех завлекаете?

– Не знаю. Я думаю, что мы с вами еще немного поговорим, и вы тоже к нам приедете. Во всяком случае будете рассказывать о нашем музее.

– В каком направлении и дальше будете развивать музей?

– Я очень хочу, чтобы Народный музей в Лубянах стал популярной творческой площадкой, чтобы сюда приезжали художники и музейщики со всей страны, чтобы Лубяны стали территорией искусства. Хештеги #доступноеискусство и #лубянытерриторияискусства — вот прямо об этом. Что для этого можно сделать? Что-то такое, чтобы сюда ехали туристы и люди обучающиеся — молодежь, студенты. Например, проводить мастер-классы с профессиональными художниками и фотографами. Ведь в Лубянах такая красота! Здесь есть что фотографировать и рисовать. Устраивать творческие встречи с интересными людьми. Это очень важный опыт взаимного общения. Проводить и театральные встречи, и кинопоказы, и концерты. И опера, кстати, к нам собирается. Но это пока секрет.

– Екатерина, вы ведь родом не из Костромы? Как вы оказались в наших краях и почему проявляете такие усилия, чтобы их развивать?

– Два года назад я снимала в качестве автора и режиссёра документальный фильм о Костромской области, узнала про нее массу интересного, со многими людьми познакомилась. Объехали мы тогда вообще все, не попали только в Завражье к Тарковскому. Просто не успели. После съемок я этот пробел устранила и сама поехала в Завражье. Мне очень понравилось. Поняла, что здесь, действительно, необыкновенная насыщенная творческая атмосфера. И все не случайно! Здесь не просто так Тарковский родился, не просто так Кустодиев неподалеку жил, не просто так Островский писал, и Флоренский отсюда родом неспроста… Здесь действительно очень красиво, хорошо и благодатно. Я купила здесь старенький дом, пожила лето и осталась. И скажу честно, я не просто так влюбилась в этот край, я встретила здесь потрясающих людей: талантливых, отзывчивых, настоящих! Так и живем. Мне очень хочется, чтобы в нашей русской глубинке люди могли заниматься искусством, хранить нашу историю, творить и быть счастливыми. Ведь творчество — это счастье. Согласны? И еще. Очень хочу, чтобы не развалились все эти прекрасные старые дома, не опустели деревни, чтобы люди не уезжали, а те, кто уехал, стремились назад. Чтобы здесь тоже были возможности, в том числе и для молодежи.

Дмитрий Сергеев

Фото из архива собеседника