В Костроме подвели итоги областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года». В нем традиционно принимали участие профильные учителя, педагоги дошкольного и дополнительного образования, преподаватели и мастера производственного обучения, молодые педагоги, классные руководители, а также учителя-логопеды, учителя-дефектологи и педагоги-психологи. Сразу после вручения наград корреспондент «СП» пообщался с Натальей Маланюк, педагогом-психологом из Шунгенской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Г.И. Гузанова. Наталья стала победителем регионального этапа в номинации «Учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед».

К 30 годам поняла, что хочу работать с детьми

– Наталья Борисовна, у вас большой опыт работы в сфере образования? Сколько лет вы уже работаете учителем?

– Учителем я стала в возрасте 32 лет. Когда у меня появился третий ребенок, я окончательно решила, что хочу работать с детьми.

– Кто вы по образованию?

– Изначально я получила образование по специальности «менеджмент» с дополнительной специальностью «филология, английский язык». В те годы у нас в КГУ им. Некрасова был большой цикл психолого-педагогических дисциплин. Именно тогда у меня появился интерес к психологии, и после окончания специалитета я даже поступила в аспирантуру на социальную психологию. Вскоре я вышла замуж, у нас родилась дочка, и мой научный руководитель Анатолий Григорьевич Кирпичник сказал про нее: «Наташа, вот твоя диссертация!».

Однако к тридцати годам я все-таки поняла, что очень хочу работать с детьми. Выучилась на психолога, пришла в Шунгенскую школу и десятый год работаю там педагогом-психологом.

– Педагог-психолог: что это за профессия? Вы проводите занятия с детьми или работаете индивидуально?

– Профессия школьного психолога в нашей стране появилась относительно недавно. Сейчас постепенно развенчивается миф, что к психологам обращаются исключительно люди с нездоровой психикой. Приходит понимание, что школьный психолог – это человек, к которому можно обратиться в любой ситуации: из-за трудностей в учебе, в общении с родителями, учителями, сверстниками.

Основные задачи психолога – оказание помощи и поддержки школьникам. В основном мы занимаемся с детьми, которые испытывают трудности в освоении образовательной программы, работаем с педагогами, проводим консультации для родителей, а также сопровождаем ребят на сложных возрастных этапах: содействуем успешной адаптации первоклассников, пятиклассников и десятиклассников, когда к ребятам приходит классный руководитель, меняется состав класса. Школьный психолог в этой ситуации создает условия для того, чтобы сплотить коллектив, наладить взаимоотношения между ребятами, выработать правила класса.

– Вы проводите индивидуальные консультации или групповые занятия?

– Я провожу как индивидуальные, так и групповые занятия. Есть дети, которые, например, испытывают тревогу, сильное волнение. Психологи проводят с ними индивидуальные консультации, учат справляться со своими эмоциями, чтобы это никак не отражалось на учебной деятельности. Групповые занятия чаще всего проходят в форме тренингов: на сплочение классного коллектива, на развитие коммуникативных навыков, а также навыков самоконтроля.

Важно отметить, что сегодня мы работаем в условиях инклюзивного образования, которое подразумевает занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Психологи, логопеды и дефектологи работают с этой категорией учеников в течение всего учебного года.

Цель – дойти до финала

– Почему решили принять участие в конкурсе? Кто посоветовал?

– В «Учителе года» мне предложила принять участие наш завуч по учебно-воспитательной работе Марина Валерьевна Тибина. Она несколько лет предлагала мне попробовать себя в этом конкурсе, но мне не хватало уверенности в себе, поэтому я отказывалась. А в этом году подумала: «Почему бы и нет?». Если на муниципальном этапе участие в конкурсе еще не было моей личной инициативой, то в следующем туре у меня появилась мотивация работать дальше и цель – дойти до финала.

– Как проходил конкурс? Расскажите про все этапы.

– На муниципальном этапе первым испытанием для всех участников стало написание эссе. Мы сели за круглый стол, после чего при нас вскрывали конверт, в котором была неизвестная цитата. Нам досталось выражение Льва Николаевича Толстого про воспитание и обучение. Мы должны были порассуждать на эту тему, привести аргументы в подтверждение своей позиции.

Второе испытание – проведение учебного занятия. Согласно правилам, каждый педагог сам выбирает, какое занятие он будет проводить. Так как примерно 70 процентов времени я трачу на сопровождение детей с ОВЗ, то решила провести урок с ними. Это было подгрупповое занятие по развитию навыков самоконтроля.

Третье испытание — проведение методического семинара, где нужно было продемонстрировать свои теоретические знания и умение применять их на практике. Мой методический семинар был посвящен использованию игровых технологий в работе педагога-психолога.

Открытый урок

Если говорить о региональном этапе, то сначала участникам нужно было сделать медиавизитку: в интересной форме рассказать о себе и представить основные виды своей профессиональной деятельности. Затем в рамках «Педагогической находки» мы делились элементом воспитательной системы, который, по нашему мнению, эффективен на практике. После этого я проводила открытое учебное занятие с детьми с ОВЗ, а последним испытанием этого этапа был «Профессиональный разговор» с директором департамента образования по заявленной теме «Педагог = наставник?». И наконец последний этап — проведение мастер-класса на педагогах. У нас было три мастер-класса, все оказались очень интересными и практикоориентированными, в каждом из них мы открыли для себя что-то новое.

Я подхожу к работе творчески

– У вас была возможность оценить своих конкурентов на разных этапах конкурса. В чем, на ваш взгляд, ваше преимущество перед другими кандидатами?

– Я подхожу к работе творчески. На заключительном мастер-классе, например, я пела и играла с педагогами. С созданием медиавизитки мне помогала моя дочь, которая учится на журналиста в Санкт-Петербургском государственном университете. Я специально «вызывала» ее в Кострому для того, чтобы она попрактиковалась. Мы с ней вместе и сценарий писали, и стихи сочиняли. Она делала монтаж и режиссировала. В общем, получилось очень интересно.

– Есть мнение, что для того, чтобы хорошо себя показать на «Учителе года» нужно быть не столько хорошим учителем, сколько хорошим шоумэном. Вы с этим согласны?

– Конечно, уметь себя подать — это важный момент в конкурсе. Есть положение, в котором прописаны критерии оценивания конкурсантов, и практически в каждом испытании присутствуют такие критерии как «артистизм», «творческий подход». Предполагается, что участник такого конкурса должен уметь подать себя: это и творческие способности, и высокие коммуникативные навыки. Однако умение справляться со стрессом, владеть собой, своими эмоциями тоже немаловажно, поэтому развитие именно этих навыков было целью моего учебного занятия.

Дмитрий СЕРГЕЕВ