По данным Росстата, общая численность пенсионеров России составляет около 44 миллионов человек, свыше 30 процентов населения всей страны. Это особая социальная общность наших граждан, которая внесла огромный вклад в развитие экономического, культурного потенциала Отечества. Ветераны сегодня активно участвуют во всех сферах общественной жизни. Среди них – Виктор Романович Веселов, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза писателей России. Не так давно он отметил солидный юбилей. Накануне круглой даты корреспондент «СП» побеседовал с юбиляром о важных этапах его личной биографии, жизненных приоритетах и ценностях современного российского пенсионера.

Пенсионная рать – действующая сила

– Виктор Романович, шесть лет вы находитесь на заслуженном отдыхе. За плечами – более полувека трудовой деятельности. Как чувствуйте себя в статусе пенсионера? Не скучайте ли по работе?

– Работа продолжается, неработающих пенсионеров, в строгом смысле слова, наверное, вообще нет на белом свете. Все они при делах, пусть не по найму, а по душе, призванию, привычке. Внуки, огород, любимые занятия, увлечения и так далее. Да и забота о хлебе насущном для многих нынешних пенсионеров не снята, к сожалению, с повестки дня. Ветеранам небезразлично, что происходит в стране, они острее, больнее, чем молодое поколение, воспринимают общественную ситуацию, злободневные проблемы, напряженность сегодняшнего времени.

Пенсионная рать – действующая сила. Ветераны составляют cплоченное ядро многих политических и культурных объединений, движений. Здесь важны и ответная реакция общества, государства, их внимания к вопросам социального благополучия ветеранов, востребованность их жизненного опыта, связи с трудовыми коллективами, снижение порога пенсионного возраста и другие. Заслуженный отдых не пора безделья, а продолжение главного дела твоей жизни.

– А ваши личные точки приложения сил сегодня? Как следует продолжение главного дела?

– Так же как и у других, я здесь не исключение. Интерес к научно-исследовательской работе не гаснет. Участвую сейчас в подготовке научной конференции, посвященной 100-летию образования СССР. Разбираю свои архивы, в том числе выписки из материалов четырнадцати центральных и региональных архивных учреждений страны. Часть своих документов, рукописей, публикаций передал в фонды Государственного архива Костромской области, историческо-краеведческого музея, библиотек.

Имею теперь больше возможностей для литературно-художественного творчества, напрямую общаюсь с многотысячной аудиторией интернета, нахожу в ней отклик и поддержку своим размышлениям и чувствованиям. Принимаю участие в деятельности областной писательской организации, которая с приходом нового руководства наращивает свой вклад в формирование культурного пространства региона. Поддерживаю связь с бывшими коллегами, аспирантами, студентами и так далее. Номинант и лауреат ряда литературных конкурсов. В 2021 году награжден почетной грамотой Союза писателей России за достойное служение русской литературе.

До сих пор работаю в саду-огороде. Хотя и называют шутливо наши шесть соток «дураковым полем», но за сорок с лишним лет я и моя жена Светлана с ним сроднились и душой и телом. Мы люди северных широт – сотрешь соленый пот со лба, поворчишь на суровую природу, но нет ее родней и милей русскому сердцу. Лазурный берег – не про нас. Свой брег надежней и верней.

История есть фонарь,

который светит из прошлого в будущее

– Вы профессиональный историк, автор более 250 научных, публицистических, краеведческих работ. В чем, на ваш взгляд, основное значение истории как науки, важность изучения нашего прошлого?

– В сферу исторического знания входят не только проблемы прошедшего времени. Изучение прошлого помогает объяснить многие сложные явления современной жизни, предвосхитить перспективы грядущего развития общества. По выражению замечательного историка Василия Осиповича Ключевского, «история есть фонарь, который светит из прошлого в будущее». Причем история сама не учит, а строго спрашивает за невыученные уроки. Учиться надо нам самим, извлекать уроки из прожитого опыта. А эта задача архитрудная, не каждому поколению под силу. Отсюда непрерывная череда повторяющихся ошибок, деформаций общественного развития, смуты, потрясения…

– Извечный вопрос: «Кто виноват, что делать?»

– Зачастую новый правитель, садясь на трон, дает заказ переписать страницы истории. Он стремится перечеркнуть достижения своих предшественников, возвеличить свои собственные сомнительные новации, которые через энное количество лет назовут тупиковыми и придумают свой путь к «счастливому будущему».

– Наверно есть и пример иного рода: разумной, целенаправленной политики государственных деятелей по сохранению и развитию национальных традиций, исторической преемственности поколений?

– Разумеется. Древнерусские великие князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах были образованнейшими людьми своего времени. Библиотека Ивана Грозного являлась одной из богатейших в мире. Пытливый ум Петра Великого касался обширного круга наук, в том числе истории. В грозный час священной войны, обращаясь к народу, Иосиф Виссарионович Сталин нашел осердеченные, православные слова: «Дорогие братья и сестры…». Были учреждены ордена Невского, Суворова, Кутузова, возрождались традиции воинской славы, пришло прозрение и признание духовной мощи церкви, ее патриотической миссии. К сожалению, в 1980-90-е годы у руля страны встали самовлюбленные неучи истории. Античные геростраты поджигали храмы, чтобы войти в историю, а российские пигмеи разрушали великую державу. Еще большую неприязнь вызывала позиция той части интеллигенции, которая с неистовой страстью осуждаемого ею большевизма принялась очернять советское прошлое. Слава богу, Господь уберег меня от этого лукавого пути. В ренегатстве замечен не был, и до сих пор отношусь к советскому прошлому, не лишенному противоречий, с уважением и любовью. Хоть я и беспартийный сегодня, но свою гражданскую позицию имею.

– Вы говорите о проявлениях исторического нигилизма. Как они отразились в истории костромского края?

– Здесь наш древний край с его вековыми традициями духовности выглядит предпочтительней многих регионов. В первые послереволюционные годы у нас не было кампаний по повсеместному закрытию церквей, сносу исторических памятников. Трагический погром злодействовал в роковые 30-е годы. Затем, в годы войны, послевоенный период, начался диалог государства и церкви, проходивший не без трудностей и противоречий. К чести костромской общественности, властных структур у нас и сегодня звучит мелодия прошедшей эпохи. В названиях улиц, площадей, поселков – Советская, Энгельса, Ленина, Свердлова, Козуева, Бабушкиной, Шагова, Войкова, Смирнова, Беленогова, Совхозная, Октябрьский, Юбилейный и другие. Полным ходом идет восстановление храмого комплекса Костромского кремля. Да не прервется нить времен и поколений!

Школа вне жизни и политики –

это ложь и лицемерие

– У вас полувековой стаж педагогической работы. Родились в семье сельских учителей, окончили литературное отделение историко-филологического факультета Костромского пединститута, работали школьным учителем, свыше 40 лет преподавали в КГУ. В чем видите в контексте нашего разговора главные проблемы современной школы?

– В советскую эпоху, в которую прошла большая да и лучшая часть моего жизнебытия, в ходу была довольно чеканная формулировка: школа вне жизни и политики – это ложь и лицемерие. Если кому-то не нравится упоминание о политике, можно спорить, но возражать против связи школы с жизнью все равно, что бодаться с паровозом. И дореволюционная, и советская, и постсоветская школы были, есть и будут всегда зависимы от государства, политических приоритетов, потребностей общества. Оголтелая пропаганда в 90-е годы, направленная на деидеологизацию школы, освобождение ее от воспитательных задач, обернулась навязыванием повсеместно соровских программ, учебника западной модели образования, образа жизни, во многом чуждой национальным традициям России. ЕГЭ, болонская система вузовской подготовки до сих пор разрушают последние достижения советской школы, успехи которой были признаны во всем мире.

Школа призвана готовить прежде всего не себялюбивых вундеркиндов, а всесторонне развитых, достойных граждан, патриотов своего Отечества. Школа не только зависит от общества, государства, но и сама оказывает на него великое воздействие. В ней закладывается будущее страны, она заслуживает право на опережающие темпы и технологии развития.

– Пора вспомнить и о другой составляющей вашего жизнебытия – литературно-художественном творчестве. Вы – автор восьми поэтических сборников. В своих материалах, интервью вы говорите, что вас с детства опекали две музы – история и литература. Как это случилось? Не мешают ли они друг другу? Кому отдается предпочтение?

– Детские годы для каждого из нас есть стартовая площадка, где закладываются основы нашего мировосприятия, главные векторы развития. Отец – Роман Семенович, ветеран войны, воспитывал чувство гордости за державу-победительницу, формировал интерес к ее историческому прошлому. Два моих старших брата – Евгений и Юрий стали кадровыми офицерами. Мама, Галина Дмитриевна, заслуженная учительница, беззаветно любила русскую литературу, прекрасно пела народные песни.

Затем учился на историко-филологическом факультете, работал в школе, поступил в 1969 году на заочную аспирантуру по русской литературе к академику Александру Ивановичу Ревякину в МГПИ. И в этом же году получил приглашение на работу в Костромской пединститут, но не на кафедру литературы, а истории, которая направила меня через год в целевую аспирантуру в Герценовский институт. Учиться в двух вузах тогда не было принято, я сделал выбор в пользу истории. Защитил кандидатскую, потом докторскую диссертации, но интерес к художественной литературе не исчезал, тем более пять лет работал деканом филологического факультета, дружески общался с коллегами-литераторами. Факультет трижды подряд занимал первое место в конкурсах художественной самодеятельности, и нам, подобно бразильской футбольной команде, был передан на постоянное хранение почетный кубок. Главная заслуга в этом успехе принадлежала замечательному актеру Анатолию Жадану, под руководством которого были поставлены два художественных спектакля, инсценировки поэмы «Братская ГЭС» Евтушенко и пушкинской сказки о золотом петушке. До сих пор с восхищением вспоминаю блестящее выступление на сцене студенток-филологинь – Нины Смирновой, Светланы Подоксик, Татьяны Лыковой, драматический талант Владимира Дружнева, хореографическое мастерство Александра Гаврикова и многих других. В таком возвышенном окружении и даже законченный прозаик-сухарь потянется душой к поэтическому творчеству.

В роковые 90-е годы мое поколение попало в исторический разлом – рушилась эпоха, распадалась страна, болела душа, наступала растерянность. Вот тут и пришла на помощь Поэзия. Она помогла понять, осмыслить многие драматические явления, труднодоступные рациональному знанию, не отрицая, а дополняя историческое образование. В 1999 году вышла моя первая книга стихов «Слово о России». Тема Родины остается для меня ключевой как в научном, так и в художественном творчестве. Да и всю жизнь свою я, как и многие мои ровесники, не мыслю вне России. История и поэзия, что ангелы-хранители, помогают выстроить отношения с противоречивым, а порой недружественным миром, делать главное дело: жить себе в радость, не во зло другим и на благо своему Отечеству.

На том всегда, во все века

Стояла матушка Россия,

Чтобы душа была красива,

Святая вера негасима,

Броня надежна и крепка:

Страна тогда непобедима,

Когда едина и любима.

Беседовал Дмитрий СЕРГЕЕВ