Стекольных дел мастер прославил Кострому в Кремле.

В 1962 году журнал «Огонек» опубликовал статью, посвященную 25-летию установки рубиновых звезд на башнях Московского кремля. Над этим государственным проектом работала большая группа специалистов, говорится в статье, главным стекольщиком в ней был костромич Никанор Илларионович Курочкин. В костромском архиве новейшей истории есть документы, подтверждающие, что галичский самородок своей деятельностью оставил заметный след в истории нашей страны.

Никанор Курочкин родился в конце июля 1887 года в деревне Гусево Галичского уезда. Окончил четыре класса церковно-приходской школы. В 16 лет родители отвезли его в Москву и устроили работать учеником стеклодува в трамвайный парк. Через два года он уже самостоятельно вставлял стекла в трамвайные вагоны.

Юноша увлекся стекольным делом. Услышав разговор о гнутых стеклах, которые приходится приобретать за границей из-за отсутствия технологии их производства в России, Курочкин поставил себе цель наладить производство таких стекол в Москве. Он сам сложил печь, сделал нужные формы и начал экспериментировать со стеклом. Делал он это с разрешения руководства трамвайного депо. Первые опыты были неудачны, но вскоре он смог изготовить первую в России линзу для цветных номерных фонарей московских трамваев.

Освоив дело, Никанор в 1909 году создал в Москве свою стекольную мастерскую. После 1917 года мастерская была национализирована, а Курочкин стал директором государственной фабрики стеклозеркальной аппаратуры, созданной на базе его мастерской. Государственная поддержка помогала Курочкину и дальше вести научно-исследовательские и экспериментальные работы по получению новых видов стекла.

Первое важное государственное дело ему было поручено в 1924 году, когда Курочкина попросили изготовить стеклянный саркофаг для мавзолея В.И. Ленина. При этом нужно было соблюсти два жестких условия: стекло должно быть очень прочным и не давать отражения, не бликовать. Работа была успешно выполнена и стекольных дел мастер получил личную благодарность от председателя комиссии, занимающейся погребением вождя: «Комиссия ЦИК СССР по увековечению памяти В.И. Ленина выражает вам благодарность за срочную и тщательную работу по установке саркофага (зеркальных стекол) в Мавзолее Ленина». Подпись – В.М. Молотов.

Другой большой государственный проект, в который пригласили знаменитого стекловара, — создание светящихся рубиновых звезд для пяти башен Московского кремля: Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной. По разработанной Курочкиным специальной технологии и под его непосредственным руководством было сварено 500 метров рубинового стекла на донбасском Константиновском стекольном заводе. Рецепт Курочкина с добавлением в стекольную массу селена вместо предусмотренного прежними технологиями золота усиливал глубину рубинового цвета и удешевлял продукцию. Для сохранения яркости звезд при дневном свете и маскировки встроенных в конструкцию электрических ламп был добавлен второй специальный слой стекла. За эту работу галичанин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Технология изготовления гнутого стекла, разработанная Курочкиным, широко применялась в производстве буфетов, прилавков магазинов, а в годы Великой Отечественной войны — в оборонной, авиационной и автомобильной промышленности при производстве прожекторов, самолетов, судов и автомобилей. В начале войны, в 1941 году, Курочкин участвовал в налаживании производства защитных очков для летчиков, консультировал группу по сохранению тела Ленина, в связи с эвакуацией саркофага в Тюмень. Руководитель лаборатории при мавзолее Ленина биохимик Б.И. Збарский вспоминал: «Я за все годы пользовался помощью тов. Курочкина по всем вопросам, связанным с освещением, вентиляцией и прочим сложным технологическим оборудованием Мавзолея. Эта талантливая и аккуратная работа тов. Курочкина принесла и приносит нам много пользы в работе по сохранению тела В.И. Ленина».

Неудивительно, что в 1949 году, после смерти руководителя Болгарии, Курочкина привлекли к постройке и оснащению мавзолея Георгия Димитрова в Софии, за что президиум Великого народного собрания Болгарии наградил его «Серебряным орденом Труда».

Нашему земляку принадлежит авторство множества изобретений в области изготовления гнутого стекла: стекла для светокопировальных аппаратов, гнутые стекла для самолетов, речных и морских судов, автомобилей. К Никанору Илларионовичу, человеку с «низшим» образованием, обращались за советом и консультацией крупные инженеры, специалисты по стеклу, имеющие высокие научные степени и звания.

Никанор Илларионович скончался 3 сентября 1967 года, на 81-м году жизни.

В 1974 году на фасаде здания стекольного завода, где работал Н.И. Курочкин, была открыта мемориальная доска. А совсем недавно, в 2016 году, в Государственном московском музее-заповеднике «Царицыно» прошла выставка «Ленино-Дачное. 1918-1940-е», где были представлены архивные материалы и документы о жизни и деятельности нашего земляка. Все они и сегодня хранятся в музее царицынского стекольного завода.

Николай Николаев,

пресс-служба ГАНИКО