Костромскую область, пожалуй, можно назвать тем регионом, где люди по­-настоящему любят заниматься спортом. Подтверждением может служить то, что костромичи стабильно занимают высокие места по нормам сдачи ГТО. Не последнюю роль в этом играют многочисленные спортивные секции и кружки, которые ведут талантливые педагоги и тренеры. Один из таких – ­ Дмитрий Маслов, всю свою жизнь посвятил гребному спорту, а последние пять лет работает тренером в Костромской школе олимпийского резерва имени Александра Голубева. Корреспондент «СП» поговорил с ним о том, с какого возраста можно отдавать ребенка в греблю, привлекает ли этот вид девушек, а также о том, проявляет ли интерес к спорту современная молодежь.

Младшему всего пять лет, мы его уже
сажаем в лодку

­- Расскажите о себе. Почему выбрали эту профессию?

­- Я родился, вырос и окончил школу здесь, в Костроме. Так уж сложилось, что у меня два высших образования – я учился на агрария, а потом – на факультете физического воспитания. Изначально хотел на факультет физического воспитания, но баллов не хватило, хотя был на тот момент мастером спорта. Однако позже осуществил задуманное.

Греблей я занимаюсь с десяти лет, это, можно сказать, вся моя жизнь. Здесь я познакомился с женой, мы оба «отгребли» до кандидатов в мастера спорта. Надежда Михайловна – тоже тренер по гребле, работает уже десять лет. В браке у нас трое детей.

­- Дети пошли по вашим стопам?

­- Можно и так сказать. Мы занимаемся греблей всей семьей, кроме, разве что младшего сына. Старшей дочери 24 года, и она кандидат в мастера спорта, тоже работает тренером, средний сын – мастер спорта по гребле. Младшему всего пять лет, мы его уже сажаем в лодку. В общем, думается, что у него все еще впереди.

­- Пять лет для байдарок – это рано? А с какого возраста в этом виде спорта начинаются занятия?

­- Раньше, в соответствии с федеральным стандартом, детей отдавали с десяти лет. Сейчас начать заниматься можно и раньше. У нас есть детки, которые и в семь лет приходят, и в шесть. Правда, полноценные занятия все равно начинаются с десяти. До этого ребята учат теорию, проходят физическую подготовку, чтобы при достижении нужного возраста не начинать обучение с нуля.

На воду мы выходим практически
в любую погоду

­ – И все­-таки десять лет по меркам большинства видов спорта – довольно поздний срок. Это связано с требованиями по технике безопасности или есть другие причины?

­ – Вряд ли дело здесь в технике безопасности. Дети до десяти лет выходят на воду в спасательных жилетах под чутким присмотром старших и тренера, поэтому с ними вряд ли что-­то может случиться. Причина столь позднего начала занятий в том, что одноместная лодка весит двенадцать килограммов. Ею непросто управлять, да и донести ее до воды в столь юном возрасте – задача непосильная.

­- Сколько детей занимается в школе олимпийского резерва?

­- В моей группе ­ около ста человек. Вместе со второй группой – примерно 250 ребят.

­- Расскажите, как проходит типичная тренировка?

­- Все начинают с разминки в тренажерном зале, которая длится примерно полчаса. Затем идет основная часть, «выход на воду». В зависимости от возраста и разряда ребятам нужно пройти определенную дистанцию. Длительность тренировки ­ в районе двух часов.

­- Сколько раз в неделю?

­- Здесь все опять зависит от возраста и квалификации. Начинающие занимаются меньше, а старшие ребята ­ перво-­ и второразрядники, напротив, очень много – шесть раз в неделю, обычно дважды в день. Единственный выходной у них ­ это суббота.

­- Сложно ли управлять байдаркой?

­- Для начала нужно пояснить, что байдарки бывают двух видов – туристические и спортивные. Название первого говорит само за себя – для использования туристической байдарки достаточно минимального знания, как работать веслом. В спортивной байдарке главная сложность заключается в умении держать равновесие. Этот навык приобретается с тренировками, причем с малых лет. Обычно если человек до 14­-15 лет не освоил управление спортивной байдаркой, то, скорее всего, не освоит его уже никогда. 10­-20 метров проплывет и перевернется, может чуть больше. А на современных байдарках корпус еще уже стал, поэтому равновесие держать совсем сложно.

Последние приготовления к началу занятий

­- Почему взрослым сложнее получить этот навык?

­- В мозгах что­-то уже изменяется. Ребенок меньше боится, он сел и поехал, ни о чем не думает и потому быстрее привыкает. А те, кто постарше, включают аналитическое мышление, а оно в этом деле только мешает.

­- Я правильно понимаю, что на время зимы о байдарках приходится забывать?

­- Да, к сожалению, в наших широтах гребля является сезонным видом спорта. Тем не менее зимой мы не прекращаем тренировок и занимаемся в зале, тягаем железо. Так как гребля – это очень тяжелый, цикличный вид спорта, то и занимаемся мы очень серьезно. Для примера можно сказать, что мастера спорта у нас должны жать от груди минимум 150 килограммов. Кроме того, каждое воскресенье мы выбираемся на 20­-километровый лыжный заезд. Тех, кто отбирается, возим на сборы в Краснодар весной и осенью. А вообще на воду мы ходим практически в любую погоду. Кроме, разве что, шторма или тех периодов, когда река покрывается коркой льда.

Лишь бы было желание заниматься у детей

­- Есть ли у девушек интерес к этому спорту? Они хорошо себя показывают?

­- Девушки у нас есть, но их не очень много, всего процентов десять от общего состава. У многих людей есть такой стереотип, что если девушка занимается греблей, то у нее появляются большие, неэстетичные плечи, крупная спина. Я считаю, что здесь все больше зависит от индивидуальной конституции, чем от гребли.

Что касается их успехов, то здесь важна мотивация. Многие девушки достигают на этом поприще больших успехов, а одна из наших учениц, Екатерина Ипатова, вообще выступает за сборную России. По моим личным наблюдениям девчонки более упертые, целеустремленные. А это очень важные качества в гребном спорте.

­– Ни для кого не секрет, что с распадом СССР интерес к гребному спорту сильно упал. Как, по­-вашему, сегодня интерес к гребле растет или же ситуация так и не выправилась с тех пор?

­- Да, я помню, как в девяностые годы практически полностью прекратилось финансирование спорта. Ломалось и не заменялось спортоборудование, перестали проводиться турниры. А что за спорт без состязаний?

Сегодня интерес, конечно, растет. Причем не только к гребному спорту, но и к спорту вообще. В России постоянно строятся новые объекты, а популяризация спорта уже не первый год – это часть государственной политики. Конечно, определенную роль здесь сыграло повсеместное распространение интернета ­ все эти онлайн­-трансляции заездов, соревнований, имеющие огромный охват аудитории, делают свое дело.

­- Расскажите о материально-­техническом оснащении Костромской водно­-гребной базы.

­- На сегодняшний день нам хватает всего. База была полностью укомплектована – хватает лодок – как байдарок, так и моторных, весел и другого спортинвентаря. В общем, у нас есть все, что нужно. Лишь бы было желание заниматься у детей.

Дмитрий СЕРГЕЕВ