Двадцатилетний юбилей отметила так называемая школа за колючей проволокой. Ее сущность заложена в самом названии – осужденные, молодые, а порой и весьма великовозрастные, сидят за партами, штудируют учебники и даже готовятся к Единому государственному экзамену. Одним словом, делают все то, чем заняты обычные школьники. Зачем же нужна школа в колонии, охотно ли занимаются ее воспитанники и какие перспективы дает ее окончание – обо всем этом корреспондент «СП» спрашивал у учителей и учеников школы за колючей проволокой, которая находится на территории Костромской исправительной колонии №3 в поселке Прибрежном.

Люди, преступившие закон, становятся все более образованными

Какие цели ставит перед собой школа в исправительном учреждении? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно немного углубиться в историю. Фактически практика функционирования школ внутри тюрем появилась еще в советские времена. Связано это с вышедшим в 1958 году законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», вводившем для всех советских граждан обязательное восьмилетнее образование. Российская Федерация унаследовала от Советского Союза практику всеобщего среднего образования – в нашей стране каждый человек обязан, как минимум, окончить девять классов. Однако в силу различных жизненных обстоятельств люди попадают в тюрьму, не получив неполного среднего образования. Именно для них и существуют школы за решеткой.

Школы в исправительно-трудовых колониях Костромской области появились в далеком 1964 году. В начале 90-х образование в тюрьмах пришло в упадок, и свое второе рождение школа пережила в 2002 году. Именно тогда на территории колонии вновь начинает работать вечерняя основная общеобразовательная школа. Своими успехами она во многом обязана директору Аркадию Станиславовичу Полоедову.

Шли годы, школа развивалась – открылись 10-11-й классы, у учеников появилась возможность сдавать ЕГЭ и поступать в вузы, постоянно росло число учащихся. В 2016 году школу ждал новый виток развития: она получила свое современное название – государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №13 Костромской области», а в ее состав вошли шесть отделений – в ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-7 и отделение при центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Всего за годы работы школы среднее образование получили 373 выпускника и 235 – основное образование.

Кстати, в последние несколько лет количество обучающихся в школе уменьшается. Если раньше в 10-11-х классах были параллели «А» и «Б», то сейчас хватает одного класса. Сами преподаватели не без доли иронии замечают, «что люди, преступившие закон, становятся все более образованными».

Классы здесь такие же, как в обычных школах

Учителя в колонии – люди стрессоустойчивые, умеющие найти подход к любому человеку

Человек, не имеющий представления об образовательном процессе в подобных учреждениях, может подумать, что это процесс весьма необычный и, как минимум, сильно отличающийся от того, что принято в обычных средних школах. В реальности отличий гораздо меньше, чем может показаться на первый взгляд.

Попав в школу в условиях изоляции, любому человеку первым делом приходит в голову мысль о том, что помещения, в которых проходят занятия, практически невозможно отличить от классов самой обычной школы: ряды парт, стеллажи с книгами в углах, а на стенах – портреты великих русских писателей. После более подробных расспросов у всех участников образовательного процесса выясняется, что обучение в этой школе проходит в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом – учащиеся получают за свою работу оценки по пятибалльной шкале, а программа обучения полностью идентична стандартной. Продолжительность одного урока – 40 минут, потом – 5-10 минут перемены. Домашние задания осужденные выполняют тоже в школе, так как помимо учебы они трудятся на производстве и участвуют в воспитательных мероприятиях колонии.

Окончившие 11-й класс выпускники, как и школьники на свободе, могут сдавать Единый государственный экзамен. Осужденные усиленно готовятся, решают пробные варианты заданий. Экзамены сдают в учебных классах колонии, а не в другой школе. Наблюдателями выступают преподаватели и член государственной экзаменационной комиссии, приезжающий для проверки. Кстати, работы заключенных проверяются, вместе со всеми остальными.

Главное отличие от обычной школы – сами ученики. В большинстве своем это уже состоявшиеся люди, которые далеко не всегда с восторгом воспринимают идею, что кто-то будет их учить. Поэтому на уроках может случиться все, что угодно. Преподаватели с многолетним стажем вспоминают даже о случаях импульсивного поведения. Сразу нужно оговориться, что явление это достаточно редкое. Но все же в кабинетах установлены камеры видеонаблюдения, а учителя ходят на работу с тревожными кнопками. Безопасность преподавателей здесь на особом контроле.

А каким образом преподаватель может повлиять на строптивого заключенного? Никаких мер, кроме моральных, они применить не могут. Однако в особо сложных случаях на помощь приходят сотрудники воспитательного отдела.

Конечно, преподавать в колонии сможет далеко не каждый. Этот вывод подтверждают и сами преподаватели. Учить осужденных смогут люди стрессоустойчивые, умеющие найти правильный подход к любому человеку.

Творчество учащихся

Примеры успехов послетюремной адаптации

Однако стоит отметить, что есть в работе со взрослыми людьми и свой плюс – они более сознательны. По словам заместителя директора школы №13 Ольги Седовой, ученики сами заинтересованы в том, чтобы не попадать в неприятные ситуации. Если осужденный выполняет все требования – имеет хорошую успеваемость в учебе, участвует в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, не нарушает правил внутреннего распорядка,- то он с большой долей вероятности может получить хорошую характеристику и положительное рассмотрение судом его ходатайства об условно-досрочном освобождении.

А таких людей действительно немало: к 20-летию школы за колючей проволокой преподаватели подготовили видеоролик, в котором бывшие ученики школы рассказали о жизни после освобождения из исправительного учреждения. Например, Анастасия, которая, еще будучи несовершеннолетней, совершила преступление, впоследствии окончила школу при колонии, успешно сдала ЕГЭ. Она планировала поступать в Костромской государственный университет на отделение биологии. Правда, конец срока наказания у девушки наступал на два месяца позже крайнего срока подачи заявления в университет, но благодаря хорошему поведению, добросовестному отношению к труду и учебе она была освобождена раньше конца срока наказания и смогла успешно реализовать свою мечту.

В университете за проявленную активность ее сделали старостой, а первую сессию она сдала на одни пятерки. Сейчас девушка живет в Санкт-Петербурге и зарабатывает подготовкой одиннадцатиклассников к ЕГЭ по биологии.

Еще одно серьезное отличие – это ограниченный доступ к информации у учеников. Наверное, ни для кого не секрет, что в российских колониях полностью отсутствует интернет. В этой информации, в общем-то, нет ничего нового или удивительного, однако те, кому во времена повсеместного распространения цифровых технологий пришлось готовиться к ЕГЭ, наверняка понимают, насколько возможность пользоваться «всемирной паутиной» упрощает этот процесс. Сами ученики рассказывают, что эту проблему отчасти компенсируют всегда готовые помочь преподаватели – они, при необходимости, находят всю нужную информацию и буквально «разжевывают» ее так, чтобы она дошла до каждого.

Дмитрий СЕРГЕЕВ

Выражаем благодарность пресс-службе УФСИН России по Костромской области

за содействие в подготовке материала

Ольга СЕДОВА, заместитель директора в государственном казенном общеобразовательном учреждении «Школа №13»:

– Что касается сдачи Единого государственного экзамена: осужденные имеют право выбирать – сдавать ГВЭ в традиционной билетной форме или же в форме ЕГЭ. Сдавать экзамен «по билетам» хоть и проще, но зато с ним очень сложно поступить в высшее учебное заведение. Есть у нас заключенные, которые не планируют поступать, но ГВЭ – не их уровень и тоже готовятся к ЕГЭ.

Екатерина ДОКТОРОВА, учитель математики в государственном казенном общеобразовательном учреждении «Школа №13»:

– Конечно, работа учителем в исправительном учреждении отличается от того, как взаимодействует педагог с учениками в обычной школе. Здесь за партами сидят уже взрослые люди и к ним нужен совершенно иной поход. Кого-то приходится уговаривать прилагать усилия к учебе, многих в конечном итоге удается переубедить. Более того, наши воспитанники, помимо демонстрации хороших результатов в учебе, еще и участвуют в различных мероприятиях. Недавно, например, у нас проходил юбилей, посвященный 20-летию школы за решеткой, – где ученики подготовили творческие номера, показывали сценки.

Тамара, осужденная:

– Я всегда хотела получить специальность психолога, и школа дает мне возможность не терять время зря, а получить среднее образование. Стараюсь проявлять активность, участвовать во всех мероприятиях. Например, не так давно у нас проходил настоящий показ мод с подиумом и дефилирующими моделями. Одежду мы изготавливали сами – все помогали по возможности, а одна женщина, тратя все свое свободное время, создала коллекцию вязаных крючком платьев.

Анастасия, осужденная:

– Я попала в колонию в то время, когда училась на повара-кондитера. Оказавшись за решеткой, не рассталась с мыслью о получении образования, потому сразу же ухватилась за возможность окончить одиннадцать классов. Учусь на «отлично», сейчас вовсю готовлюсь к ЕГЭ. В целом условия для подготовки меня устраивают. После окончания планирую поступить в санкт-петербургский вуз, там буду продолжать обучение по специальности.