Виолончель – один из самых благозвучных и выразительных струнно-смычковых инструментов. Она, обладающая неповторимым мягким тембром, выдающимся тональным диапазоном, в нашей области сегодня является незаслуженно забытой. Учеников с каждым годом приходит все меньше, опытные педагоги уходят на пенсию и замену им найти просто невозможно. Об этом все громче говорят сами музыканты, а теперь к ним присоединяется и автор этой публикации. Именно поэтому для юных виолончелистов в областной столице провели масштабный конкурс. О нем корреспондент «СП» пообщался с Ольгой Поповой, концертмейстером молодых виолончелистов первой музыкальной школы Костромы.

У меня не было шансов не стать музыкантом

– Ольга Михайловна, расскажите о себе?

– Я родилась в Красноярске, там же и обучалась в музыкальной школе. Сразу скажу, что у меня не было шансов не прийти в музыку. Мои родители, хоть и не музыканты по профессии (мама – генетик, а папа – историк), но музыку очень любят. Мама очень хорошо поет, играет на фортепьяно, отец тоже этому не чужд. У нас все шли в музыкальную школу, это было чем-то само собой разумеющимся. Так же в итоге было и с моими детьми: все пятеро окончили музыкальную школу.

В тринадцать лет я поступила в Абаканское музыкальное училище. Это была первая половина 70-х годов, учебное заведение тогда только открылось и туда приехали лучшие педагоги со всего Советского Союза. В общем, всю жизнь проработала в музыке, ни о чем не жалею. Мне до сих пор это нравится, представляете?

– То есть вы никогда не видели себя кем-то еще, кроме музыканта?

– Помню, в детстве какое-то время я хотела быть учителем, но мама сказала, что это не для меня, я слишком добрая для этой профессии. Та же история приключилась и с идеей стать врачом.

– Вы давно работаете в первой музыкальной школе?

– У меня муж военный, поэтому мы переезжали пятнадцать раз. Поменяла семь музыкальных школ в разных концах Союза. В конце концов остановились в Костроме, и вот я здесь работаю уже 20 лет.

– На каких инструментах играете?

– Основной инструмент, конечно, фортепьяно. Но профессия концертмейстера, занятия с детьми обязывают уметь играть на всем понемногу. Могу настроить скрипку, виолончель, флейту.

В качестве концертмейстера я всю жизнь работаю с виолончелистами, очень люблю этот инструмент: если бы прямо сейчас у меня была возможность пойти в музыкальную школу учиться – точно бы пошла на виолончель. Я так болею душой за этот прекрасный инструмент, потому что в нашем городе, на мой взгляд, его развитие находится почти в плачевном состоянии.

– Как вы считаете, с чем связано падение интереса к инструменту?

– Мне кажется, что люди просто не знают виолончели, не слышат ее. Приведу пример: когда к нам в музыкальную школу мама приводит ребенка, она обычно говорит: «Мы будем учиться на фортепьяно». Причина в том, что это очень популярный инструмент, все о нем знают, часто слышат в массовой культуре. Мама, вероятно, и сама в детстве хотела на нем играть, но что-то не сложилось. Потому заниматься ребенок будет именно на нем, пусть даже душа его лежит совсем не к этому. Будет он потом ходить и мучиться. А виолончель ни мама, ни ребенок, скорее, и в глаза никогда не видели! Чем больше люди будут видеть виолончель на сцене, слышать виолончельную музыку, тем больше вероятность, что этот инструмент обретет ту популярность, которую заслуживает.

Полный зал, дружеская атмосфера…

Очень хочется, чтобы выступления виолончелистов

были такими всегда

– Недавно в музыкальном колледже проходил конкурс молодых виолончелистов…

– Да, конкурс называется «Душа виолончели». Такое мероприятие у нас в городе проходило впервые.

– Какие цели ставились, когда организовывался этот конкурс?

– В первую очередь привлечь внимание к инструменту у тех, кто думает учиться музыке, а также морально поддержать детей, которые уже осваивают виолончель. Сейчас это особенно необходимо, так как детей на виолончель отдают учиться немного. Например, в первой музыкальной школе два года совсем не было набора на этот инструмент. Это просто колоссальный пропуск. Еще пример: у нас уже не первый год существует ансамбль виолончелистов, в котором раньше было 25 человек. Сейчас там играют всего шестеро. В музыкальном колледже сегодня занимаются две виолончелистки и в этом году они выпускаются. Новые ученики больше не приходят. В общем, тенденция неутешительная. Мне будет очень жалко, если в нашем городе виолончель пропадет совсем.

Такое падение интереса выглядит особенно не справедливо, учитывая тот факт, что в нашем городе подготовка виолончелистов всегда была на очень высоком уровне. Многие из тех, кто начал осваивать этот инструмент, продолжают в дальнейшем свое музыкальное образование в лучших консерваториях страны.

– Кто является организатором конкурса?

– Инициатором и идейным вдохновителем конкурса стала Светлана Вячеславовна Гончарова, руководитель отделения струнных оркестровых инструментов Костромского областного музыкального колледжа. Партнер конкурса – Областной музыкальный колледж, предоставивший площадку для проведения мероприятия.

Мы благодарны его директору Татьяне Владимировне Репиной за содействие и помощь в этом вопросе.

Нам очень повезло, что для конкурса нашлись спонсоры. И поэтому, благодаря нашим партнерам и спонсорам, организация и участие детей было абсолютно бесплатным и каждый юный виолончелист был награжден сладким подарком.

– Расскажите поподробнее об участниках…

– Всего было 25 участников-солистов, практически из всех школ Костромы. Возраст – от 7 до 18 лет, но выступали и студенты нашего костромского колледжа. Среди них были дети, которые участвовали в разных международных конкурсах.

Зал во время выступления был полон, мероприятие прошло в теплой, дружеской атмосфере. Очень хочется, чтобы выступления виолончелистов были такими всегда.

– Кто был в жюри?

– Председатель жюри – Светлана Гончарова, кроме нее оценивали ребят Татьяна Перехова и Татьяна Фролова. Все они опытные педагоги и прекрасные музыканты.

– Вы упомянули, что у «Души виолончели» имелся областной статус. Много было гостей из области?

– Признаюсь с сожалением, помимо костромичей были ребята из Костромского района, приехали из Караваева. А так виолончели больше нигде и нет. В чем и беда.

– Сколько в конкурсе этапов? Какие требования к программе?

– Поскольку конкурс проводится впервые, мы хотели привлечь к нему как можно большее количество детей, мы не предъявляли высоких требований к программе. Все участники играли по одному произведению, ансамбли по два. Главное требование – качественное музыкальное исполнение. Все, кто вышли и сыграли, сыграли очень достойно.

Инструмент обретет ту популярность, которую заслуживает

– Раз было жюри, значит, были и победители. Расскажите о том, чем запомнились их выступления.

– Победители у нас все. Каждый ребенок имеет совершенно разные возможности, разную степень обученности и так далее. Чтобы выйти на эту сцену, сыграть – уже большое достижение. В ходе обсуждения жюри, его членам было сложно выбрать какого-то одного фаворита. В конечном итоге из 35 выступлений, как сольных, так и ансамблевых, лауреатами стали участники 25 из них.

Очень яркими были выступления старших ребят. Две ученицы Светланы Гончаровой, оканчивающие в этом году музыкальный колледж, показали младшим виолончелистам, к чему нужно стремиться.

– Планируется ли в дальнейшем проводить такой конкурс? Что хотелось бы поменять, улучшить в организации конкурса?

– Об этом говорить пока что рано, но хотелось бы, чтобы конкурс с таким красивым названием «Душа виолончели» проходил в нашем городе регулярно. Сейчас пока у нас есть большая мечта – мы очень хотим 1 июня собрать всех детей-виолончелистов и всем вместе выступить на городской площади. Цель та же – привлечь внимание к инструменту, показать детям и родителям ее красивое звучание.

Дмитрий СЕРГЕЕВ