«У меня растут года»… а вместе с ними грудь и бедра, щетина и мускулатура. Да и в целом бурно «растет» половое созревание как у мальчиков, так и у девочек. Пожалуй, это известно каждому. И если на вопрос «откуда берутся дети?» родители хором отвечают «аист приносит», то лет с 11-12-ти такой ответ не будет «засчитан» отпрыском. Давайте думать вместе: как, кто и когда может проводить половое воспитание, да и нужно ли?
Сразу скажем, что в нашей стране уже очень много лет половое воспитание имеет дискуссионный характер. Кто-то «за», кто-то не понимает, кому вести такие «уроки», а есть и те общественники, которые считают, что половое воспитание грозит растлением детей.
Конечно, важно понимать, что закон тоже ограничивает «описание действий сексуального характера» до определенного возраста.
Предлагаем разделить сразу несколько вещей. Во-первых, разные понятия «воспитание» и «информация». Если первое – это непрерывный процесс, имеющий направления, различные методы, приемы и прогнозируемую конечную цель, то информация – это «разовый» вброс. Давайте наглядно: если говорить о половом воспитании, то дело не должно заканчиваться беседой один раз в год и раздачей листовок. Возможно, необходим цикл уроков-занятий, где детям и подросткам объясняется что к чему, и грамотный специалист сможет ответить на все вопросы.
А вот с информацией на эту тему, кажется, вопросов нет: заходим в поликлинику – бюллетени, в учебнике есть много картинок с подписанными частями тела, да и в любимом интернете информации полным-полно. То есть сам факт «знания» присутствует, а вот результат от этого знания запаздывает. Тут и нужно воспитание.
Во-вторых, что такое половое воспитание, которое чаще принято в научной литературе называть «гендерное»? Вот что всплывает первым делом в интернете по этому запросу: это «система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нем тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты».
На самом деле обсуждений в рамках такого воспитания может быть много. Конечно, менструации у девочек, признаки полового созревания у мальчиков, сюда же можно отнести и обсуждение сексуальных контактов. На наш взгляд, очень большая проблема – это стыд. Стыдно произносить то или иное слово, говорить о «тех самых органах», а как раз стыд и не дает вовремя решать проблему. Что важно, такое воспитание не должен проводить только педагог, уместно, если приглашается ряд специалистов и, желательно, не в 11-м классе, когда все и так все знают. Ведь главное – совсем не эпатаж, а вовремя предупредить возможные негативные последствия, которые часто бывают попросту от незнания.
Вместе с тем в данном материале мы постарались обозначить взгляд на проблему с разных сторон.
Анна НЕКАРЕНИНА
Протоиерей Дмитрий Сазонов:
– Мне кажется, если такое воспитание и проводить, то делать это надо очень деликатно. И больше уделять внимание не физиологии, а нравственности. Еще раз повторю – к этому вопросу надо подходить максимально аккуратно. И важно, в чьих руках окажется этот предмет или урок: сейчас надо больше говорить о духовности, о духовном росте личности. Я бы очень хотел, чтобы все было продумано досконально, прежде чем проводить такие уроки.
Кристина БУРАКОВА, педагог, воспитывает дочь:
– Спасибо за интересный вопрос. Думаю, такие беседы о половом воспитании имеют место быть. Но не столько с точки зрения физиологии, как с точки зрения психологических особенностей юношей и девушек. Можно говорить с ними о мужестве и женственности, о ролях в семье, о воспитании, о целомудрии. Ненавязчиво можно осветить тему последствий абортов, женского и мужского здоровья.
Не считаю, что мы должны последовать западному примеру и вводить уроки секс-просвета. Напротив, наше общество и без того погрязло в разврате. Дети не видят нормы, образца крепкой семьи, здоровых отношений, чистой любви. Я знаю, что в некоторых школах есть факультативные занятия по учебному курсу «Нравственные основы семейной жизни». Такие занятия могут проводить психологи. Можно привлекать священников, врачей, авторитетных специалистов.
Алена ЮДНИКОВА, воспитывает сына:
– Думаю, что половое воспитание необходимо. В идеале должен проводить беседы человек с психологическим и медицинским образованием. Но я боюсь, что все скатится к формальным беседам отдельно с девочками и отдельно с мальчиками. И будет это все происходить в том возрасте, когда дети и так уже все знают. Если так, то лучше не надо… Еще бы и для родителей такие уроки проводить, чтоб научить их общаться с детьми на эти темы. А то во многих семьях до сих пор родители рассказывают, как детей в капусте нашли.
– На мой взгляд, в школе о половом воспитании с подростками могут говорить психологи и классные руководители, предварительно, конечно, более вдумчиво изучив особенности биологического развития подростков. Было бы отлично пригласить и психолога-сексолога.
Иногда взрослые думают, что в современном мире не нужны личные разговоры – дети могут сами найти в интернете ответы на любые вопросы. Действительно, интернет может помочь. И найдут! Но неизвестно, какого качества информацию , какие мифы усвоят.
Но родители тоже обязательно должны говорить с детьми, не следует надеяться только на школу. Нужно помнить о том, что неправильное половое воспитание часто отрицательно сказывается на духовном развитии человека. Существует тесная связь между половым воспитанием человека в юном возрасте и его последующим поведением.
О чем надо говорить? Это зависит от возраста ребенка. Уже с 10-11-летнего возраста начинается половое созревание детей, идет формирование вторичных признаков, первый этап гормональных изменений в организме. И при этом каждый человек индивидуален по своему психотипу, врожденному сексуальному потенциалу и так далее. Нужно объяснять ребенку то, что с ним происходит и что он при этом чувствует – нормально. Объяснять простым, доступным языком, чтобы он не боялся и не стыдился, так как именно с этого возраста начинается у детей обеспокоенность физиологическими изменениями: «А я нормальный?».
Начиная со среднего подросткового возраста – с 13, 14 лет, продолжается формирование пропорций тела, свойственных данному полу, возрастает любопытство на тему половых отношений между людьми.
Это – нормально! Советую всем родителям: говорите с детьми, слушайте их, не бойтесь откровенных разговоров. «Секс- это неотъемлемая часть нашей жизни, ты наверно что-то уже знаешь об этом, давай теперь я расскажу тебе некоторые вещи, которые хочу, чтоб ты знал, так я буду спокойна» – например, лично я таким образом начала разговор со своим сыном в 13 лет. Почитала литературу, проговорила текст в одиночку, чтоб не запинаться. И даже положила в карман куртки контрацептивы. Он, конечно, и похихикал, но беседа была проведена в соответствии с планом, а не в ключе: «Смотри, узнаю- голову оторву». Думаю, для того чтобы грамотно беседовать с подростками о половом воспитании, нужно не бояться самим взрослым говорить открыто на эту тему в соответствии с возрастом ребенка и предварительно почитав хорошую литературу, чтобы не получилось как в старом анекдоте: «Запись в дневнике пятиклассника: «Сегодня разговаривал с отцом на откровенные темы – ДУБ ДУБОМ!!!».
Михаил ФЕОФАНОВ, православный костромич:
– Самому сложно представить из личного опыта, в каком возрасте сейчас дети узнают о сексе. В моем кругу общения очень целомудренные дети, а у светских не так однозначно, но сказать, что они пустились во все тяжкие, язык не повернется. Все дети хорошие и воспитанные в целом у всех: и верующих, и неверующих. У меня же дети еще маленькие: сыну четыре года, дочке один.
Но в перспективе я бы на тему полового воспитания говорил только в кругу семьи. Только родителям видно, когда ребенок готов и созрел до подобных знаний. Ведь дети могут иметь разные понятия о сексе, кому-то, возможно, и рассказывать не придется – сам просвятит, а кого-то определенные знания, наоборот, смутят, введут, так сказать, в искушения.
Также хотелось бы сказать о факторе вседозволенности. Это тоже идет из семьи: как относятся к половым связям до брака родители, так или иначе они будут проецировать свои взгляды на детей. Надо говорить не о половом воспитании, а о целомудрии как христианской добродетели. Почему важно оставаться девственно невинными до бракосочетания (венчания), к чему приводит разнузданность и легкомысленная смена партнеров.
«Уроки» по этой теме следует проводить православному, желательно молодому священнику, может, лет 30-35, кто еще сам является молодежью в юридическом смысле, но сформировавшейся личностью. Главное, чтобы был семейным. По возрасту он еще помнит искушения плоти, а как семейный сможет поделиться опытом поиска невесты, с чем столкнулся до этого и как боролся. С другой стороны иеромонах (священник в монашестве) сможет рассказать о жизни в целомудрии, как подвиге ради Христа. Многие священники имеют светское образование, бывает и не одно. И если найти человека еще и с подходящим для бесед образованием, помимо богословского духовного, будет идеально.
Яна ФЕОФАНОВА, костромичка, молодая мама:
– Я не могу сказать наверняка, нужно ли половое воспитание в школах, поскольку не знаю намерений людей, желающих ввести такой урок. Одни могут рассказывать о воспитании с целью культурного и духовного просвещения, с целью минимизировать аборты и беременности в восьмом классе. Другие, напротив, начнут убеждать детей, что можно избавиться от ответственности, купив контрацептивы или обратившись в клинику.
Я считаю, что урок можно вводить лишь в случае грамотно прописанной программы и, что не менее важно, квалифицированных учителей. Иначе ситуация будет как с «Истоками»: предмет был интересный, а преподавали ужасно (от нехватки знаний, веры или собственного желания).
В моем понимании, должна быть разработана система. Пусть пригласят специалистов из различных сфер: медицина, психология, культура, религия. Хотелось бы без субъективной пропаганды. Без романтизации классических произведений и современных телешоу вроде «Беременна в 16». Я до сих пор отчетливо помню, как на меня произвело впечатление «Легкое дыхание» Бунина. В моем подростковом возрасте никто не предлагал задумываться о целомудрии, зато считал писателя выдающимся. А разве культурный человек может побудить плохие мысли? Я бы не хотела, чтобы мои дети однажды посчитали это чем-то крутым. Хотелось бы параллельно ввести уроки критического мышления.
Естественно, говорить о половом воспитании нужно. И не только в школе. В первую очередь, родители должны научиться разговаривать с детьми. Интересоваться ими, без смущения отвечать на вопросы, не стесняться органов тела. Рассказывать, что контрацепция не только от нежеланной беременности, а еще и от СПИДа, и это, к слову, куда страшнее. Нужно стремиться к подростковому доверию, чтобы они не боялись, в случае чего, прийти к маме с папой и решить вопрос. Я встречала случаи, когда мои сверстники не доходили даже до врачей: естественно, последствия могут остаться на всю жизнь.
Невозможно дать однозначный ответ, не зная деталей и не видя содержание программы. Конечно, многие опасаются таких занятий лишь потому, что видят, куда в целом катится наше образование.