В этом году легкоатлетический сезон в Костромской области вновь откроет эстафета на призы газеты «Северная правда». Первый ее старт был дан в 1947 году, когда на забег в послевоенной Костроме вышли двенадцать команд спортивных обществ. И лишь один раз – в 2020 году – из-за ограничений эстафета не проводилась. Между тем наши соревнования – это уже история, крепко связанная с развитием спорта в области. И лучше всего с ней знаком Виталий Зимин, профессор, преподаватель КГУ, тренер легкоатлетической команды вуза. Мы поговорили с Виталием Николаевичем о героях эстафеты «Северная правда». Тем самым открываем череду публикаций, посвященных нашим соревнованиям.
Чемпионов готовим «своими руками»
– Виталий Николаевич, какая по счету для вас эстафета этого года?
– Если считать все мои эстафеты, где я выступал в качестве спортсмена, тренера, а теперь я команде КГУ просто помогаю, то получается 55-я. Впервые на старт вышел в 1964 году. И хотя был спринтер, бежал свой этап по улице Пятницкой, далее по улице 1-го Мая до беседки Островского. Когда я был участником, конечно, хуже запоминал детали – маршруты, количество команд, и так далее. А будучи тренером, запомнил многое.
– Получается, вы старейший участник эстафеты «Северной правды»?
– Есть еще Александр Дружков, для которого эстафета станет пятидесятой. Приехал он в Кострому, окончив университет Лесгафта в 1970 году. Потом у него был перерыв – забрали в армию. Выступал позже за разные предприятия, стал тренером детской спортивной школы. Его воспитанники выступают за школы, институты, спортивные коллективы.
– Почему, на ваш взгляд, эстафета нужна была послевоенной Костроме?
– В послевоенные годы соревнований было мало. Как мы знаем из прессы тех лет, на старт первой эстафеты вышло всего двенадцать команд. Но это уже была определенная массовость и в первую очередь пропаганда и агитация физической культуры. Часть команд, конечно, составляли фронтовики – молодые ребята. Бежали общества «Искра», «Наука» – это студенты. Среди них были и те, кто вернулся с войны, учился. Жаль, что очень мало находится сейчас информации именно о тех, первых, годах соревнований.
– И, наверное, эстафета собирала множество зрителей…
– Я не могу сказать, много ли было тогда болельщиков, но в конце семидесятых было так. Костромской десантный полк 1 мая в Москве участвовал в параде, 2 мая возвращался. В этот день в центре города была сначала эстафета, а затем – смотр войск Костромского гарнизона. И на трибуну, что размещалась на месте памятника Юрию Долгорукому, вход был по приглашению. Все сначала наблюдали за эстафетой, а потом – за смотром. И представляете, от перехода к памятнику Ивану Сусанину до главпочтамта не тротуарах было не протолкнуться.
– Помните свою первую эстафету в качестве тренера?
– Первый раз как тренер команду я вывел в 1973 году. И сам при этом, будучи преподавателем, еще бежал как участник. Тогда 90 процентов всех выпускников школ – спортсменов из области – поступали в «технолог». Нам в пединституте приходилось готовить чемпионов буквально «своими руками». Я могу вспомнить такой пример: женская часть команды КГТУ состояла как-то из выпускниц школы №23. Там работал учителем физкультуры по совместительству тренер детской спортивной школы Вячеслав Николаевич Андрианов. И там девчонки были самые сильные.
– Но даже это не мешало пединституту, а после – КГУ им. Некрасова побеждать…
– Я, как тренер, выиграл тринадцать эстафет подряд. Помогло, конечно, что в 1989 году у нас открылся факультет физической культуры. Приходили ребята, с которыми можно было бороться за награды, которых можно было готовить. В 1992 году я выставил три команды института. Первая победила, вторая взяла серебро, а третья оказалась на четвертом месте. А в 2018-м, уже после объединения, вышло девять команд. Одна сборная, восемь команд институтов. И в команде города Костромы большая часть наших выпускников.
На международном уровне
– В прошлом году эстафета из-за коронавирусных ограничений проходила в парке Берендеевка. В этом вернется на улицу Советскую. Но ведь маршрут ее менялся неоднократно?
– «Встречная» эстафета прошла впервые в 1968 году. А до этого она проходила по городу, хотя неоднократно меняла маршрут. Насчет того, как проходила первая эстафета, сведений нет. Но на второй они стартовали на площади Воскресенской и бежали через парк на улицу Чайковского, затем на улицу Горную, затем мимо сквера Долматова, на проспект Текстильщиков, огибая колхозный рынок, мимо театра кукол, поворачивали налево, бежали дальше мимо «Славянского» к рядам и выбегали к нынешней администрации города. И так бегали три круга. Потом были годы, когда старт давали на набережной. В 90-е годы был момент, когда троллейбусный парк протестовал – как же перекрывать улицу? И так времена тяжелые! В итоге бежали по Шагова, Князева, на проспект Мира и опять по тому же маршруту.
– Эстафета, насколько мы знаем, имела даже международный статус…
– В 1982 году в Костроме тренировалась кубинская молодежная команда по боксу. И они изъявили желание пробежать эстафету. Подобрали им для комплекта девушек, они, собственно, и выступили. Наград, к слову, не завоевали. Интересно получилось в другой раз. В 1983 году мы приехали в польский Петрков-Трыбунальский на соревнования, бегали, по-моему, дистанцию 15 километров. Когда поляки увидели состав нашей команды, они усилились – пригласили к себе членов сборной Польши. Одна из участниц того забега стала в 1984 году олимпийской чемпионкой. Конечно, и тот турнир они выиграли. Но суть в том, что с поляками мы подружились. В 1988 году пригласили их к нам, и спустя год команда воеводства приехала на эстафету. А дальше, к сожалению, началась перестройка, девяностые… И, увы, такое сотрудничество прекратилось.
Только погода вносит коррективы
– В эстафете разыгрывается два личных приза: Александра Полетаева, председателя общества «Спартак» послевоенных лет, и Виктора Мизицкого, легкоатлета и спортивного журналиста «Северной правды». И, насколько я знаю, есть особенные рекорды, связанные с этими призами?
– Приз Александра Полетаева разыгрывается в абсолютном зачете для победителей первого этапа эстафеты. Он уже достаточно давно существует – с 1967 года. Николай Плюснин выиграл его восемь раз. Это до сих пор рекорд. А первый обладатель приза – Юрий Андрианов. В тот год он стал мастером спорта, выиграл юниорский всесоюзный «Кросс Правды». Приз Виктора Мизицкого разыгрывается для школьников. У него пока не такая большая история, ведь его вручают с 2019 года. Но Виктор Мизицкий приподнял уровень эстафеты в девяностые годы. Он мог даже в разговоре с губернатором Виктором Шершуновым настоять на своем.
– Так получается, что личные призы разыгрывают только мужчины. Нужен ли специальный приз для женщин?
– Возможно. Но как отследить время победительницы? Если на первом этапе дается старт, судья с секундомером на машине едет к финишу первого этапа и определяет победителя, то время участников на других этапах уже отследить невозможно. Это нужно с каждым участником стоять с секундомером, с ума сойдешь.
– Были ли неожиданные победители эстафеты? КГСХА, к примеру?
– У КГСХА в 1962-м, 1963-м, 1966-м, в начале 70-х была очень сильная команда. Так что, вы меня извините, они заслуженно побеждали. Но неожиданных победителей в эстафете быть не может. Она ведь просчитывается до секунды. Обычно перед ее стартом всегда проходил городской кросс, до этого вузовские соревнования. Мы, конечно, знали все результаты. И вот мы считали их. Могли максимум ошибиться на пять секунд. И то – из-за погоды. Дождь еще ничего, а часто бывал снег или сильный ветер задувал. Были годы, когда эстафета проходила вечером. Словом, случалось многое.
Владимир АКСЕНОВ
Фото автора и из архива Виталия Зимина