Наиболее сложной, пожалуй, можно считать метель, обрушившуюся на регион во вторник минувшей недели. На дорогах в круглосуточном режиме трудились сотни людей. На трассы вышли комбинированные дорожные машины, грейдеры, тракторы, погрузчики, самосвалы и другая техника. Нам удалось поговорить в том числе и с теми, кто в буквальном смысле оказался «на передовой». С теми, кто дни и ночи напролет убирал снег из города, разгребал деревенские улицы, чистил ото льда оживленные федеральные и региональные трассы. Сегодня мы попытаемся разобраться в некоторых тонкостях и нюансах работы дорожников и ответить на наиболее частые вопросы жителей.

О предстоящем снегопаде дорожники знают заранее

Нередко мы, обыватели, едва завидев первые снежинки, начинаем ругать дорожные службы. Мол, там дорогу не расчистили, здесь не разгребли. А когда несколько часов спустя видим убранные улицы, посыпанные дороги, воспринимаем это как само собой разумеющееся. Не понимая, какой за всем этим скрывается титанический труд.

О предстоящем снегопаде дорожники знают заранее. В каждом ДЭПе, МКУ и других подобных организациях есть люди, которые занимаются мониторингом прогноза погоды. Они в курсе, когда начнется снегопад, сколько приблизительно он продлится. «Возможные атмосферные фронты отслеживаем еще на рубежах страны, берем информацию в интернете, мониторим прогнозы погоды в СМИ», – рассказывает директор Костромского МКУ «Дорожное хозяйство» Сергей Грибков.

Исходя из прогнозов, руководство дорожных служб планирует работу людей и техники, рассчитывает объемы пескосоляной смеси. Как правило, в такие периоды работа дорожников переводится на круглосуточный режим. В некоторых организациях для водителей и дорожных рабочих организованы комнаты отдыха, где люди после смены могут поспать, поесть и даже принять душ, чтобы потом вновь отправиться на борьбу со стихией. «У нас люди находятся на территории предприятия. У них есть комната отдыха. Как только сигнал поступает, они готовы оперативно выехать», – рассказывает главный инженер МКУ «Дорожное хозяйство» Владимир Смирнов.

Комната отдыха для сотрудников МКУ “Дорожное хозяйство”

Ночью работать удобней

По словам Сергея Грибкова, в областном центре в первую очередь снег убирают там, где идет самый интенсивный поток машин. Транзитный маршрут от улицы Радиозаводской на въезде в Кострому до моста через Волгу, далее Нижняя Дебря, путепровод Юбилейный, улицы Профсоюзная и Индустриальная с выходом на Галичскую, а также маршруты общественного транспорта.

Во вторник минувшей недели на мосту через Волгу работал лаповый погрузчик, он удобен тем, что не оставляет валов, снег сразу грузится в самосвалы и вывозится на полигон. «Всего на улицы города в тот вторник вышло семнадцать комбинированных дорожных машин», – рассказывает Сергей Владимирович. И это не считая грейдеров, тракторов, самосвалов и другой техники.

Самосвал вывозит снег из города

Одним из приоритетов в работе дорожных организаций является расчистка территории рядом с пешеходными переходами, дорожными знаками и светофорами. Именно за этим занятием мы и застали во вторник вечером дорожников на перекрестке улиц Ленина и Пушкина. Трактор с ковшом лихо сгребал снег, затем грузил его в то и дело подъезжавшие самосвалы. Машины удалялись в сторону полигона. Несколько рабочих, орудуя лопатами, скидывали снег из тех мест, куда ковш трактора не мог достать. По словам водителя Камаза Дмитрия, ночью работать удобней, машин меньше.

Не оставляйте зимой машины на обочине

Одной из серьезных проблем дорожники называют оставленные на обочине автомобили. Они сильно мешают снегоуборочной технике. На некоторых улицах Костромы в зимний период устанавливаются дополнительные знаки, запрещающие парковаться в ночное время. Те, кто оставляет машины в зоне действия таких знаков, рискуют. Их авто запросто может оказаться на штраф-стоянке. В ГИБДД признаются, что подобные меры стараются применять к злостным нарушителям.

На ГИБДД в период снегопадов тоже ложится нелегкое бремя ответственности. Если на дорогах появляются пробки и заторы, экипажи дорожной полиции сопровождают снегоуборочные машины к месту работы. «Во время последнего снегопада хорошо сотрудничали с ГИБДД. Они выделили экипажи для сопровождения, помогли в пробках», – говорит Сергей Грибков.

Расчистка территории вокруг светофоров, пешеходных переходов и остановок общественного транспорта на пересечении улиц Ленина и Пушкина

Кроме того, ГИБДД ведет надзор за состоянием покрытия и в случае необходимости может не только выписать предписание дорожным организациям, но даже (в экстренной ситуации) закрыть трассу для движения транспорта. Соответственно, дорожные организации стремятся оперативно реагировать на предписания сотрудников полиции. По словам заместителя начальника отдела надзора Управления ГИБДД УМВД России по Костромской области Сергея Кротова, водители и сами могут оказать помощь в ликвидации опасных участков на дорогах во время снегопадов. Нужно, всего лишь, позвонить в службу 112 и сообщить о появлении льда. И быть может, это спасет чью-то жизнь.

Обработали, сгребли и снова обработали

Иногда люди возмущаются, когда видят, что КДМ двигается по снежной каше с поднятым отвалом и в то же время разбрасывает пескосоляную смесь. Мол, почему бы сразу не сгребать снежную массу?! По словам специалистов дорожной отрасли, делается это не просто так. Во-первых, комбинированные дорожные машины, по крайней мере те, которые используются в МКУ «Дорожное хозяйство», технологически не приспособлены для того, чтобы одновременно работали отвал, щетка и разбрасыватель смеси.

Машина КДМ на городском маршруте

Но есть и еще одна причина. По технологии уборки сначала снежную массу обрабатывают пескосоляной смесью, чтобы не допустить ледяных накатов. В том числе на подъемах, перекрестках, возле светофоров, пешеходных переходов. Как только соль растапливает лед, образовавшуюся смесь из снега, соли и песка счищают отвалами. После этого снова обрабатывают поверхность дороги реагентами. Тротуары дорожники стараются чистить относительно легкими спецмашинами, чтобы не повредить покрытие. Остановочные комплексы нередко расчищаются вручную.

Без песка мы вряд ли обойдемся

Еще один важный вопрос, который костромичи нередко задают дорожникам: можно ли вместо песка использовать другие реагенты, чтобы в городе было чище? По словам Сергея Грибкова, делать это, конечно, можно. Но, во-первых, очень дорого. Например, у МКУ нет специализированной техники, которую можно было бы использовать для обработки улиц соляным раствором. Во-вторых, при использовании подобных реагентов важно строго соблюдать температурные ограничения, а это тоже затраты. В-третьих, после обработки подобными реагентами люди жалуются, что у них портится обувь, во время выгула страдают домашние животные. «Алгоритм обработки солевым раствором отличается от обработки пескосоляной смесью, – рассказывает первый заместитель директора МКУ «Дорожное хозяйство» Наталья Колпакова. – Пескосоляную смесь используют при выпадении снега. Солевым раствором в основном обрабатывают превентивно, до того, как начался снегопад».

Уборка снега в центральной части Костромы

По мнению главного инженера МКУ «Дорожное хозяйство» Владимира Смирнова, использование гранитной крошки в городе также вряд ли возможно. Это мелкие камушки, они летят из-под колес в стекла других автомобилей, могут попортить внешний вид зданий. Все аргументы понятны, и тем не менее очень бы хотелось, чтобы и Кострома, и другие населенные пункты области радовали нас своей зимней белоснежной красотой.

Алексей ИВАНОВ

Сергей Грибков, директор МКУ «Дорожное хозяйство»:

– Подготовка к зиме идет все 365 дней в году. Техника должна быть исправна. У нас много универсальных машин, их необходимо перепрофилировать. Всего на предприятии 78 единиц техники, которая предназначена для зимних работ. Решаем вопросы с запчастями, топливом. С весны идет процедура закупки запасов пескосоляной смеси, заранее перемешиваем ее в необходимых пропорциях. Песок должен быть сеяный. Заключаем необходимые договоры. Контактируем с подрядными организациями, которые также занимаются уборкой, вывозом снега. Работа идет планомерно и методично.

Владимир Смирнов, главный инженер МКУ «Дорожное хозяйство»

– С 15 октября начинается круглосуточное дежурство. Ставим машины, которые у нас уже готовы к обработке дорог. В ноябре эту группировку усиливаем и техникой, и персоналом. На базе, на улице Индустриальной, подготовлено 34000 тонн пескосоляной смеси. На предприятии, на улице Сутырина, есть оперативный запас смеси, чтобы машины сразу загрузить и отправить на дороги.

Елена Крышковец, глава администрации Селищенского сельского поселения Кадыйского района:

– У нас в поселении дороги чистят и местные жители, те, у кого есть тракторы с отвалами, и предприниматели, и Кадыйский ДЭП. Звоним рано утром, они сразу выезжают. Например, во время последнего снегопада Евгений Юрьевич Молин чистил на своем тракторе четыре километра улиц на протяжении пяти часов. Работают люди хорошо, убирают снег со всех проездов и закоулков.

Сергей Кротов, заместитель начальника отдела надзора Управления ГИБДД УМВД России по Костромской области:

– Мы оказываем помощь дорожным и коммунальным организациям, сопровождаем патрульными машинами автомобили КДМ, если образуются заторы. Работаем с водителями транзитного грузового транспорта. В последний снегопад инспекторы рекомендовали им не проезжать через областной центр до снижения интенсивности осадков. Многие фуры стояли и ждали, пока ситуация нормализуется. Также передаем дорожникам информацию об образовании гололеда. Для того чтобы обработать покрытие, чтобы лед начал таять, требуется время, сразу эти процессы не происходят. Это и есть самый опасный промежуток времени. В этот момент безопасность лежит на самих водителях. Далее мы начинаем спрашивать с организаций, ответственных за содержание дорог. Меры – от предостережений до прекращения движения.

Виктор Влащенко, дежурный диспетчер МКУ «Дорожное хозяйство»:

– О каждом звонке, который поступает, я докладываю мастерам участков, и они уже корректируют работу. Сегодня первый звонок поступил в семь часов семнадцать минут. Всего за мою смену принято пятнадцать обращений.

Евгений Молин, житель деревни Селище Кадыйского района:

– Встаю в пять утра, топлю баню, чтобы нагреть воды для системы охлаждения трактора. Пробовал без воды заводить, тяжело. С теплой водой легче. Сейчас снегопад небольшой был, управился за пять часов. В феврале или марте сложнее, бывало и по семь – восемь часов дороги чистил. Кроме улиц, чищу дорогу к пожарному водоему. Случается, люди просят площадку под дрова расчистить или дорожки к дому.

Виктор Смирнов, главный механик МКУ «Дорожное хозяйство»:

– Машина утром приходит, сплошной кусок льда, ей нужно оттаять, отмыть ее. Если случается поломка на линии, доставляем сломавшуюся машину на базу, в том числе, если потребуется, тралом. Техника работает в агрессивной среде, приходится часто менять тормозные колодки, валы, краны, трубки, которые гниют можно сказать прямо на ходу. По нормативам срок службы машины КДМ семь лет. У нас примерно половина парка уже одиннадцатый год работает.

Дмитрий, водитель КамАЗа:

– Сейчас занимаемся уборкой снега с остановок общественного транспорта и пешеходных переходов. Мы только начали работать, на первый взгляд снега выпало много. Убираем и днем, но вечером транспорта меньше, поэтому в основном работаем по ночам. Будем убирать часов до шести – до половины седьмого утра, пока не начнется движение общественного транспорта.