Хоть праздник этот появился относительно недавно — учредили его в 2016 году приказом Минобрнауки, он уже успел обрести популярность по всей нашей стране. У Дня воспитателя есть и исторический бэкграунд — 27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России детский сад. Как изменились эти заведения за почти два столетия? Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим с теми, кого чествуют в этот день.
«Дети – цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода»
Само название «детский сад» было придумано немецким педагогом Вильгельмом Августом Фребелем. Организованное им учреждение носило это название из соображений, что «дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода».
В XIX веке детские сады рассматривались многими, в первую очередь, как школа для матерей. Методика работы с детьми, конечно, сильно отличалась от современной. Стоит упомянуть, что большая часть детских садов была платной, и пользоваться их услугами могли далеко не все люди. В те времена сады по этой и по ряду других причин не пользовались большой популярностью; что уж говорить – к 1917 году по всей стране насчитывалось всего 280 детских садов.
В советское время доступность этих учреждений сильно возросла, многократно увеличилось и количество учреждений, а методы работы воспитателей пришли к единому образовательному стандарту. Со времен зарождения и до сегодняшнего дня учреждения дошкольного образования прошли большой путь. В лучшую сторону изменились как особенности организации детских садов, так и методика работы с детьми.
«Сказка»
Один из примеров учреждения современного дошкольного образования – Караваевский детский сад «Сказка». Появился он совсем недавно — в этом году учреждение отмечает свой первый юбилей — 5 лет. Большая часть коллектива — молодые специалисты, что не мешает показывать хорошие результаты на образовательном поприще. Воспитанники «Сказки» регулярно берут призовые места на различных творческих конкурсах, а за проект «Консультационного центра дошкольного образовательного учреждения», который работает с детьми от 0 до 3 лет и их родителями, учреждение даже выиграло 1 миллион рублей. Деньги были направлены на дальнейшее развитие учреждения.
Так чем же отличается современный детский сад от тех, что были раньше? Основные вещи, конечно, не изменятся никогда — дети всегда будут любить прогулки на свежем воздухе, игры со сверстниками, никуда не денется и обеденный «тихий час». Все это есть и в «Сказке». Однако время все же вносит свои коррективы — сегодня есть возможности обучать и развлекать малышей с помощью мультимедийных технологий — проекторов, ноутбуков и т. д. Например, дети с интересом могут посмотреть фильм, приуроченный к какому-либо событию и таким образом лучше его понять, могут воочию взглянуть на зверей, птиц и обсудить это со сверстниками.
Что же касается взаимодействия воспитателей с родителями, то оно плавно перетекает в социальные сети. Несомненно, это связано еще и с пандемией коронавируса – гораздо безопасней общаться онлайн. Детские утренники — любимое и традиционное мероприятие как детей, так и родителей, теперь проводится совсем по другому сценарию: родители не присутствуют при выступлении своих чад, зато их увековечивает оператор с видеокамерой.
Недостаток «общественной» составляющей в жизни малышей с лихвой восполняют творческие инициативы воспитателей детского сада «Сказка»: довольно часто проходят тематические недели – неделя вежливости, когда ребята тренируют хорошие манеры, или экологическая неделя, во время которой малышам прививают бережное отношение к природе. Имеется стенд памяти детей-героев Великой Отечественной войны, который работники сада со временем планируют превратить в небольшой музей.
Время не стоит на месте и кроме методов работы, технологий меняются и сами дети. Заведующий детским садом Наталья Владимировна Воробьева считает, что современные малыши отличаются от детей, которые ходили в детские сады еще 15-20 лет назад. По ее словам, их труднее чем-то заинтересовать, так как они много времени стали проводить, уткнувшись в планшеты или мобильные телефоны. «Родители сейчас все больше времени проводят на работе, на детей у них зачастую просто не остается времени. Вот им и приходится развлекаться самим, занимаясь с гаджетами».

Высокие стандарты сохранены
А что же со всесторонним развитием детей? В Караваевском детском саду, как и во всех других подобных учреждениях, по аналогии со школьными ФГОСами, также существуют определенные образовательные нормативы. Правда, носят они скорее рекомендательный характер, так как малышей, к счастью, экзамены сдавать не заставляют. По словам заведующей детским садом Натальи Воробьевой, если раньше, еще лет 30-40 назад, детей обучали практически как в школах – рассаживали за парты, поддерживали строгую дисциплину в «классе», то сейчас работники дошкольного образования стараются давать ребятам больше свободы. Все занятия проводятся исключительно в игровой форме, чтобы заинтересовать и не перегрузить ребенка. Как показывает практика, такие методы дают лучший результат, а малышам не дают заскучать.
А вот что не изменилось с советских времен, так это высокое качество питания. Согласно стандартам санитарно-эпидемиологических правил, в ежедневном рационе воспитанников детского сада должны быть строго определенные порции молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. Едят дети по 5 раз в день, и пища очень разнообразная и вкусная, потому что в столовой работают профессиональные повара. Работники детского сада рассказали корреспонденту «Волжской нови», что предписанные нормы не всегда совпадают с тем, что действительно нравится есть деткам. Например, сейчас, согласно предписаниям, на ужин нельзя давать оладьи, поэтому выходит, что готовить их можно только в полдник. А вот тушеных овощей нужно есть много, но к ним дети относятся попрохладней. Однако если верить словам заведующей детским садом «Сказка» Наталье Воробьевой, их воспитанники хорошо едят абсолютно все — от сладостей до тушеной капусты.
Наталья ВОРОБЬЕВА, заведующий детским садом «Сказка»:
– Наш детский сад можно назвать еще очень молодым: в этом году мы отмечаем первый юбилей — 5 лет. Тем не менее, за эти годы мы успели многого достичь — открыли в детском саду курсы дополнительного образования, обновили материально-техническую базу сада, организовали Консультационный центр дошкольного образования. Конечно, ничего этого не было бы без талантливых и трудолюбивых работников. Не хочу выделять конкретных людей, так как большой вклад в дело развития нашей «Сказки» внесли все его работники.
Ирина ОРЕХОВСКАЯ, воспитатель в Караваевском детском саду «Сказка»:
– Пожалуй, главная причина, по которой я работаю воспитателем в детском саду, — это большая любовь к детям. У меня у самой трое своих ребятишек, но это не мешает мне работать здесь, так как от общения с малышами совсем не устаешь. Мне кажется, что дети по своей природе — очень честные, умеющие радоваться всему новому, люди. Потому для меня самое приятное в моей работе — это видеть искреннее счастье в их глазах.