Именно так, снежными призраками, в годы Великой Отечественной войны, немцы называли бойцов и командиров лыжных подразделений РККА. Довелось воевать в составе лыжной бригады и нашему земляку, Федору Федоровичу Куликову.
Выходец из крестьянской семьи, Федор Федорович Куликов появился на свет 2 сентября 1914 года в селе Игодово Галичского уезда Костромской губернии. Получил педагогическое образование, окончив в 1933 году Костромской педагогический техникум. До призыва в армию в 1940 году работал учителем в школе.
С января по ноябрь 1940 года Федор Куликов прослужил в штабе 1-й Московской стрелковой дивизии, потом его направили в расположение 662-го батальона аэродромного обслуживания. В ноябре 1941 года Федор Федорович был избран секретарем бюро комсомола того же батальона и получил звание заместителя политрука. А в 1942 году Федор Куликов занял должность политрука роты 30-й отдельной лыжной бригады.
Формирование лыжных подразделений началось еще в сентябре 1941 года, с выхода постановления ГКО № 680сс «Об укомплектовании лыжных батальонов», которое предписывало проводить отбор лыжников из постоянного состава военных училищ, наземных войск, не входящих в состав действующей армии, а также из числа работников милиции. Отдельный пункт данного постановления предписывал ЦК ВЛКСМ направить в распоряжение командующих военных округов 50 тысяч комсомольцев-лыжников.
Непосредственно лыжная подготовка включала в себя 3-5-дневные переходы по 35-40 километров с полной боевой выкладкой. Курировал подготовку лыжников лично маршал Климент Ворошилов.
Рейды по вражеским тылам, разведка боем, диверсии, уничтожение населенных пунктов во вражеском тылу – вот задачи, которые решались, в том числе, и силами лыжных частей. Во время прорывов вражеской обороны лыжники зачастую оказывались на самом переднем крае. Естественно, неся при этом колоссальные потери. В первую военную зиму «обычным делом» была гибель свыше 90 % личного состава лыжного батальона.
Пожалуй, правильно будет сказать, что вопрос об использовании лыжных подразделений в боевых действиях 1941-1945 гг. можно смело относить к числу так называемых «белых пятен» истории Великой Отечественной войны. Информация в доступных сегодня источниках скудна, а порой и противоречива. «…формировалось большое число отдельных лыжных батальонов», которые «были созданы», потом – «были отправлены», а «некоторые» из них позднее – «были расформированы ввиду больших потерь». Вместе с тем в воспоминаниях выдающихся советских полководцев можно встретить и весьма высокую оценку действий лыжников Красной Армии. В частности, Константин Рокоссовский упоминал, что «…лыжные батальоны Советской Армии сыграли заметную роль в разгроме врага…».
30-я лыжная бригада, в составе которой довелось воевать и Федору Куликову, была сформирована в Омской области, а в феврале 1943 года высадилась на станции Ефремово Тульской области и пешим порядком выдвинулась к городу Севск Брянской области. Здесь бойцы бригады влились в состав специальной конно-стрелковой группы, которая получила задачу наступать в направлении Гомеля.
В течение семи дней группа продвинулась примерно на 100 километров к западу от Севска, нанеся противнику огромный урон: вывели из строя стратегически важную железную дорогу, уничтожили ряд немецких баз, складов и коммуникаций. Но противнику удалось подтянуть резервы и окружить прорвавшуюся во вражеский тыл группу. Прорваться к Севску удалось только лыжникам. В тех боях отличился и Федор Федорович Куликов.
«В бою он всегда впереди… В боях за город Севск его подразделение также было одним из первых. Занятая его ротой позиция не покидалась и в тот момент, когда рота была окружена. В этом бою л-т Куликов по приказанию командира роты умело вышел из кольца и доложил командованию о сложившейся обстановке» – так характеризовал заместителя командира роты по политической части Федора Куликова командир 1-го отдельного лыжного батальона капитан Блинов. А наградой для лейтенанта Куликова стал орден Красной Звезды.
В мае того же года Федора Федоровича направили на курсы переподготовки командного состава, которые он окончил в сентябре, и, получив звание старшего лейтенанта, был назначен на должность командира роты 115-й отдельной стрелковой бригады, в состав которой еще весной 1943-го влились и остатки 30-й лыжной бригады. Как уже упоминалось выше, потери среди лыжников, действительно, были весьма и весьма значительны…
В сентябре части бригады форсировали Десну, в октябре переправились через Днепр. С боями бойцы продвигались по украинской и белорусской земле – Гомельско-Речинская, Калинковичско-Мозырская наступательные операции, упорные бои под Бобруйском. При штурме города 29 июня 1944 года рота под командованием старшего лейтенанта Куликова уничтожила более двухсот гитлеровцев, а около сотни захватила в плен. А сам Федор Федорович за умелые действия и личную храбрость был награжден орденом Отечественной войны II степени. В августе того же года он занял должность заместителя командира батальона, а в ноябре принял под командование стрелковый батальон 407-го стрелкового полка 108-й дивизии.
Март 1945 года. Бои за польский город Гданьск. 24 марта бойцы Куликова перерезали железную дорогу, заняли стратегически важную высоту на окраине города и, отразив несколько атак противника, захватили богатые военные трофеи. Ворвавшись в город, в ходе ожесточенных уличных боев батальон уничтожил более ста солдат и офицеров противника, захватил склады с военным имуществом. За бои в Гданьске комбат Куликов был награжден орденом Красного Знамени.
После взятия Гданьска части 108-й дивизии были переброшены под город Альтдамм. В ночь на 19 апреля батальон под командованием Федора Куликова форсировал восточный рукав Одера и подготовил плацдарм для дальнейшего наступления. На следующую ночь Куликов со своими бойцами форсировали западный рукав Одера в районе населенного пункта Кольбитцов, к юго-западу от польского города Щецин. Обороняя захваченный плацдарм, они отразили четыре атаки противника, уничтожив при этом более полутора сотен вражеских солдат и офицеров, захватив в плен двадцать четыре человека. В числе трофеев оказались двенадцать пулеметов, 54 автомата и… один исправный немецкий танк!
За форсирование Одера и удержание плацдарма на его западном берегу капитану Куликову было присвоено звание Героя Советского Союза. Соответствующий Указ будет подписан уже после Победы, 29 июня 1945 года.
После окончания Великой Отечественной войны Федор Федорович продолжил военную службу. Окончил знаменитые курсы «Выстрел», был награжден медалью «За боевые заслуги», позднее – орденом Красной Звезды. В запас Федор Куликов вышел в 1959 году в звании полковника. Вернувшись к своей довоенной профессии, преподавал начальную военную подготовку в школе № 1 города Старые Дороги Минской области. Пожалуй, более подходящую кандидатуру, чем боевой командир, на такую должность найти было трудновато…
Не стало Федора Федоровича 16 декабря 1979 года. Его похоронили в Минске, на Восточном кладбище. Именем Героя назвали улицу в поселке Островское Костромской области. На здании Игодовской средней школы в память о Федоре Куликове была установлена мемориальная доска.
Александр Гулин