Откуда берутся юные писатели, можно ли научиться творчеству и где такому учат? На все вопросы нам ответила Екатерина Каргопольцева, член Союза писателей России, также она входит в состав правления Костромской областной писательской организации, руководитель совета молодых литераторов Костромской областной писательской организации. А еще – автор двух поэтических сборников, публикаций во всероссийских и международных изданиях.

– Когда и для чего в Костроме появился совет молодых литераторов (СМЛ)?

– Костромской СМЛ появился 14 июня 2020 года по решению общего собрания членов Костромской областной писательской организации. Главная цель – выявление и поддержка талантливых молодых писателей (в возрасте до 35 лет) нашего региона. Костромской совет молодых литераторов формировался по территориальному принципу, и в этом его уникальность, туда вошли 18 талантливых поэтов и прозаиков в возрасте от 23 до 43 лет из 10 районов области. Состав СМЛ будет расширяться.

– Кто участники, как можно попасть в объединение?

– Совет формируется его руководителем сроком на четыре года, в его состав входят по два литератора от муниципального образования. В настоящее время членами СМЛ являются авторы из Костромы и Костромского района, из Галича, Шарьи, Вохмы и Вохомского района, Поназырева и Поназыревского района, Красного-на-Волге, Чухломы, Солигалича, Пыщуга. Благо интернет теперь доступен всем, преград для творческого общения нет.

Конечно, для того, чтобы совет молодых литераторов не стал формальным объединением, нужно было поработать над образованием команды единомышленников, создать единое поле для творческого общения, чтобы члены СМЛ ощущали свою значимость и понимали, что они тоже являются представителями писательского сообщества региона, что за литературное слово, идущее в общественное пространство, нужно нести ответственность.

– Как проходит работа с молодыми поэтами: собрания, лекции, конференции?

– Самый ожидаемый вопрос… Одним из ведущих направлений в деятельности совета молодых литераторов является работа с начинающими авторами. Так, чтобы выстроить литературное наставничество в работе со школьниками региона, мы установили сотрудничество с Костромским областным центром «Одаренные школьники».

Проходят индивидуальные консультации, создаются отзывы с рекомендациями по доработке. И, конечно, готовим подборки текстов к публикациям. Всю информацию о нашей работе можно найти в тематической группе «Живое слово» в социальной сети «Вконтакте».

Важным событием в работе со школьниками, проявляющими литературные способности, является проведение вместе с центром «Одаренные школьники» областного конкурса юных поэтов и прозаиков «Литературный дебют». По итогам конкурса издается сборник лучших произведений. И о недавнем… С 1 по 14 августа в рамках областной летней многопредметной школы работало новое отделение – «Литературное творчество», целью которого стало развитие системы литературного наставничества начинающих авторов.

– Возможно научить писать/творчеству?

– Считаю, что нет. Если, конечно, речь идет о том, можно ли научить писать с нуля… Но верю в творческое развитие…

– Если к вам попадает человек откровенно бездарный, как поступаете с ним?

– Совершенно бездарных людей мало… В основном начинающим литераторам (в любом возрасте) не хватает элементарных знаний из теории литературы. У них нет навыка саморедактирования. Многие пишут по наитию. Наша задача – смоделировать ситуацию, при которой автор раскроется творчески, начнет «отрабатывать» каждый текст.

– Корректировать и помогать в чем-то творческом и личном сложно. Есть стихотворение, оно готово… но вы, как опытный литератор, понимаете, что не все гладко. Как в таком случае помочь юному писателю?

– Для серьезной плодотворной работы с юным автором нужны соответствующая атмосфера, доверие и вера в талант… При анализе работ необходимо быть корректным и предельно осторожным в разъяснении авторских промахов и недоработок. Как правило, убедительное доказательство присутствия ошибки в тексте не оскорбляет самолюбия начинающего литератора.

– В основном над какими «грешками» авторов приходится работать?

– Над самыми разными… Начинающие авторы – чаще всего прозаики – грешат неподъемными темами, начинают «мудрствовать лукаво», и сами, от отсутствия жизненного опыта, запутываются в написанном. Еще один минус: очень много подражаний… Множится бесконечный ряд «есениных», «ахматовых» и т.д. Приходится открывать авторам глаза. Что касается технической стороны, тут тоже достаточно работы. Не всегда, например, поэты знакомы с такими понятиями, как стихотворный метр, размер; не все чувствуют рифму.

– Скажем откровенно, писать сейчас популярно: соцсети дают для этого миллион возможностей. Где та грань между писателем и графоманом?

– Писатель в отличие от графомана адекватно оценивает продукты своей творческой деятельности; писатель – мыслитель и совесть общества; для него важным является качество художественного текста, поэтому он не торопится издавать созданное, произведение должно «созреть»… Графоман же идет на поводу у своего эго, мало заботясь о том, какой эффект произведет его творение. Для него важен сам факт публикации, издания многочисленных сборников, как правило, одноликих, художественной ценности не имеющих…

– Я знаю, что вы сами создаете хорошие стихи. Вспомните, пожалуйста, на первых порах с чем вы сталкивались, с какими трудностями?

– Соблазнялась творчеством великих, подражала. Это стоит признать.

– В последнее время мы слышим очень много брюзжания на современную литературу.

Нельзя сказать, что все зря. Но ведь есть и достойные тексты. На ваш взгляд, чего не хватает современной литературе? Качества, площадок для популяризации… или все отлично?

– Оценку современному литературному процессу давать не берусь. Это прерогатива критиков и литературоведов. Скажу, чего не хватает современному писателю, – времени на литературный труд… Элементарно. Писатель – это обычный человек, который должен еще и зарабатывать себе на жизнь, уделять внимание семье, обустраивать быт. Для чтения и творчества времени остается совсем мало… Но для того чтобы выдать литературный продукт высокого качества, надо много работать. А для этого нужно время…

Литературных периодических изданий и литературных интернет-площадок достаточно. Талантливого писателя публиковать будут.

– Вернемся к СМЛ. Чем гордитесь, чего успели достичь как объединение?

– Костромское отделение совета молодых литераторов СПР существует чуть больше года. Совсем немного, однако у нас есть первые достижения… В 2020 году у Ирины Маниной, члена СМЛ от Шарьи, возникла идея проведения передвижных литературных чтений. В рамках сотрудничества с шарьинским комитетом культуры, туризма и молодежной политики советом молодых литераторов была организована творческая встреча шарьинских и вохомских поэтов и прозаиков; в литературном маршруте было два пункта: Вохомская центральная библиотека им. Леонида Попова и деревня Рай, в которой проживает поэт, краевед, член совета молодых литераторов Юлия Кузнецова, мама пятерых детей. Так, среди участников этой встречи появилось неформальное название «Передвижные райские чтения».

Самым главным литературным событием для нас стал выпуск в 2021 году молодежного номера альманаха «Кострома», в котором представлены поэтические и прозаические подборки всех членов СМЛ, опубликованы произведения талантливых молодых литераторов, проживающих на территории Костромской области.

– Представьте, что у вас «литературная волшебная палочка»: какое тематическое желание вы бы загадали?

– Открыть дома творчества писателей в каждом регионе. Желание, понимаю, несбыточное. Но отчего бы не помечтать!

Анна НЕКАРЕНИНА