Мы продолжаем поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о советском солдате Андрее Петровиче Макарьеве.
В штаб акции «Вместе ищем солдата» обратились с просьбой разыскать пропавшего без вести Андрея Петровича Макарьева:
«Андрей Петрович проживал до войны в Сапожковском районе Рязанской области. Его, как и всех взрослых мужчин, забрали на войну. По имеющимся у нас сведениям, родственник погиб или пропал без вести в 1942 году. Нам бы хотелось знать его судьбу, дату смерти (для поминовения), место, где он похоронен. Если есть такая возможность, то попробуйте его разыскать».
В рядах 290-й стрелковой дивизии
Мы выяснили, что ваш родственник в 1941 году был зачислен в 290-ю стрелковую дивизию, в рядах которой прошел свой не очень длинный, полный испытаний и потерь боевой путь.
Формировалась 290-я дивизия в июле 1941-го в городе Калязине Калининской (ныне – Тверской) области. Костяк дивизии образовали призывники из окрестных местностей и сопредельных областей. Вместо положенных по штату почти 15 тысяч человек личного состава в строю тогда находилось около 11 тысяч человек. Даже оружие и боеприпасы подразделения дивизии получили уже по пути на фронт – на станции Сельцо Брянской области.
Уже в сентябре 1941 года дивизия идет в наступление на рубеже Рославль – Новозыбков, неся серьезные потери. К концу сентября сильно поредевшую 290-ю стрелковую переводят в резерв 50-й армии.
После непродолжительного отдыха и пополнения 290-я стрелковая дивизия вновь вступает в бои. Дело в том, что 30 сентября 2-я танковая группа Гудериана начала глубокий и успешный прорыв в глубину советской обороны. Поэтому 7 октября армии Брянского фронта развернулись на 180 градусов и начали прорыв из образовавшегося окружения. Через 9 дней из окружения смогли выйти лишь 1524 бойца 290-й дивизии, в которой служил наш солдат. Потери составили более 87%.
И снова в бой
После пополнения в марте-апреле 1942 года 290-я стрелковая вновь выдвигается на передовую. На этот раз в Барятинский район Смоленской области, где ведет тяжелые бои с противником, пытаясь захватить череду высоток, получивших название Зайцева гора. Это был важный пункт обороны противника, поскольку между высотами проходило Варшавское шоссе – одна из крупных автомагистралей, по которой шло снабжение немецких войск. Высота 269,8 называлась Фомино-1, соседняя, главенствующая высота 275,6 именовалась Фомино-2. На короткое время советские войска заняли эти высоты, но были вновь выбиты с них.
Противник взрывает плотину
Тогда в атаку с фланга пошли резервные советские силы, сумевшие пересечь Варшавское шоссе. В критической ситуации немецкие саперы подорвали плотину Милятинского водохранилища и затопили ледяной водой позиции наступавших советских войск.
Эти бои были связаны с тяжелейшими потерями утонувшими, убитыми и ранеными. Узкий участок фронта был буквально выложен телами погибших. Лишь в августе советские саперы, в основном горняки из Донбасса, сумели прорыть узкий лаз под возвышенность, куда заложили 25 тонн взрывчатки. Когда она была подорвана, образовалась огромная воронка глубиной более 10 метров и шириной более 100 метров, а на окрестных минных полях начали десятками детонировать мины. Лишь после этого советские воины смогли занять то, что осталось от злосчастной высотки и деревни Фомино-1.
Донесение о безвозвратных потерях 885-го стрелкового полка 290-й стрелковой дивизии сообщает нам о том, что наш солдат Андрей Петрович Макарьев 9 апреля 1942 года был убит в бою.
Последний солдатский покой
На следующий день Андрея Петровича вместе с его братьями по оружию похоронили в братской могиле у разрушенной деревни Фомино-1 Барятинского района Смоленской области. Уже после войны, в 1955 году, прах советских воинов из многочисленных санитарных захоронений был перенесен в единый братский мемориал в деревне Зайцева гора. Он находится в Барятинском районе современной Калужской области (Барятинский район отошел к этому региону в 1944 году). Здесь похоронено 3524 советских солдата. Рядом расположен музей
«Зайцева гора», посвященный тяжелейшим боям 1942 года в районе этой высоты, в итоге которых советские части сумели перекрыть Варшавское шоссе.