За какой подвиг павинец был удостоен зарубежной награды?

Воевавшие на севере советские летчики за годы Великой Отечественной войны неоднократно награждались иностранными, в частности, британскими наградами. И это неудивительно – ведь именно советские соколы прикрывали идущие северным морским путем союзнические караваны. Среди кавалеров ордена Британской империи – и наш земляк, Герой Советского Союза Леонид Ильич Елькин.

Мне сверху видно все

Будущий летчик родился 6 марта 1916 года в деревне Малый Завраг нынешнего Павинского района Костромской области. В 1924 году семья Елькиных перебралась в Великий Устюг, потом Леонид уехал в Москву, где окончил авиационный техникум. А в 1937 году выпускник Ейского военно-морского авиационного училища имени И.В. Сталина младший летчик Елькин получил назначение в 45-ю отдельную морскую разведывательную эскадрилью. Так началась его служба в авиации.

В 1939-40 гг. Леонид Елькин в составе 118-го морского ближнеразведывательного авиаполка участвовал в Советско-Финляндской войне. На разведку вражеских баз и опорных пунктов произвел 85 вылетов, в 1940 году стал командиром звена. В составе 118-го полка Елькин встретил и Великую Отечественную войну. В июле 1941 года Леонид Ильич Елькин был назначен командиром звена 4-й эскадрильи 118-го полка. 11 июля звено Елькина уничтожило вражескую батарею, а уже 13 августа летчик получил свою первую боевую награду – орден Красной Звезды.

Перевозка раненых, доставка различных грузов и боеприпасов, воздушная разведка, бомбежка вражеских подразделений и коммуникаций, конечно же, воздушные бои – вот как выглядели боевые будни Леонида Елькина. Благодаря доставленным им данным бомбардировочная авиация топила вражеские корабли, уничтожала важные оборонительные пункты.

Осваивая новую технику

27 июля произошел эпизод, едва не поставивший точку в боевом пути Леонида Ильича. В районе Новой Земли его самолет был обстрелян с борта немецкой подводной лодки. Летчика тяжело ранили в голову и в лицо, он ослеп на один глаз. Но, хотя комиссия и признала Елькина негодным к дальнейшей летной работе, отважный летчик сумел добиться разрешения вернуться в свой родной полк и продолжить службу на передовой.

В январе 1943 года Леонид Елькин был переведен в 28-ю авиаэскадрилью полка, в составе которой за короткий срок освоил британский самолет «Спитфайр». К маю того же года летчик произвел двенадцать вылетов на союзнической машине, представив командованию важнейшие сведения о состоянии вражеских баз Тромсе, Гаммертфест и Альтен в северной Норвегии. Также, благодаря умелым действиям капитана Елькина, удалось обнаружить и уничтожить ряд вражеских линейных кораблей, крейсеров и миноносцев. Заслуги самого Елькина были отмечены орденом Красного Знамени.

К середине сентября 1943 года Леонид Ильич Елькин произвел уже 120 боевых вылетов общим налетом 311 часов 34 минуты. 13 сентября был подписан приказ о награждении Леонида Елькина вторым орденом Красного Знамени. Но в эти же сентябрьские дни капитан Елькин совершил еще один подвиг. Подвиг, о котором, наверное, сегодня знают очень и очень немногие.

Несмотря на погоду и сопротивление врага

Для борьбы с конвоями союзников, доставлявших по системе Ленд-Лиз вооружение, немецкое командование перевело на север Норвегии свой сильнейший линкор «Тирпиц». Британцы, стремясь ликвидировать возникшую для караванов угрозу, направили в Мурманск подразделение своей авиаразведки. Трем «Спитфайрам» была поставлена задача доставить сведения о месте базирования и системе защиты «Тирпица». К «охоте» на немецкий линкор были привлечены шесть океанских подводных лодок и шесть карликовых субмарин типа «Миджет». Не хватало лишь точных разведданных и фотоснимков Альтен-Фьорда, где предположительно находился немецкий корабль.

Но выполнить поставленную задачу британским разведчикам никак не удавалось – мешали погодные условия. Кроме того, как вспоминал впоследствии Герой Советского Союза штурман эскадрильи все того же 118-го полка Петр Селезнев, англичане опасались летать на «Спитфайрах» на высоте менее пяти тысяч метров, поскольку становились уязвимы для немецких истребителей.

12 сентября британское командование было вынуждено обратиться за помощью к командованию Северного флота. В 14.30 на разведку вылетел самолет капитана Елькина. В условиях затрудненной видимости лететь приходилось на высоте 200-300 метров, а зачастую и вовсе переходить на бреющий полет. Примерно через три часа летчик достиг цели.

Под мощным зарядом снегового дождя Елькин снизил самолет до пятидесяти метров над землей, идя буквально над мачтами вражеских кораблей. Ожидая, пока видимость немного улучшится, разведчик продолжал «нарезать круги» над противником. Интересно, что немцы, не опознав самолет, не стреляли, видимо, опасаясь по ошибке сбить своего.

Через полчаса видимость несколько улучшилась и вражеская артиллерия, разобравшись наконец, кто перед ними, открыла по самолету шквальный огонь. Несмотря на это, Елькину удалось на бреющем полете трижды (!) пройти над фьордом, засняв стоянки всех крупных немецких судов и расположение артиллерийских точек. Летчик возвратился на базу, пробыв в воздухе шесть часов. А 15 сентября командир 118-го полка подполковник Павлов подписал представление на присвоение Леониду Ильичу Елькину звания Героя Советского Союза.

Золотую Звезду Леониду Ильичу вручили в Кремле. Произошло это 19 февраля 1944 года. Совсем незадолго до трагедии – 29 февраля самолет Леонида Елькина не вернулся с очередного боевого задания… Причина и место гибели Героя остаются неизвестными по сей день.

Именем Леонида Ильича Елькина названы улицы в Вохме и Павине. В поселке Сафоново-1 (закрытое административно-территориальное образование) Мурманской области установлены бюсты шести летчиков-североморцев, ставших Героями Советского Союза. Среди них – бюст Леонида Елькина, защитника нашего свободного неба.

Александр Гулин