На этой неделе исполнилось 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Это скорбная дата, но хочется говорить не о цифрах, а о людях

Мы знаем множество историй о наших земляках, на судьбах которых тяжело отпечаталась война. История солдата Василия Бочкова рассказывает нам о чувствах, мыслях и надеждах простого человека. За мужество и героизм он получил два ордена, но самой большой мечтой была долгожданная встреча с женой, детьми, мамой…

Не думая, отправился защищать страну

В 70-х годах прошлого века на телевидении появилась новая передача «От всей души», ставшая популярной у зрителей. Такие музыкально-художественные встречи проводились и во всех домах культуры и сельских клубах. Мне довелось побывать на одной из встреч в музыкальной школе №2 в Заволжском районе города Костромы. Мероприятие посвятили памяти уроженца Заволжья, участника Великой Отечественной войны, танкиста, гвардии лейтенанта Ярославской коммунистической дивизии, кавалера орденов Красного Знамени и Отечественной войны II степени Василия Михайловича Бочкова.

На встрече присутствовала его жена Александра. Ведущая рассказала о жизни и фронтовой судьбе Василия Михайловича, а после преподаватели и учащиеся школы исполнили музыкальные номера – песни и танцы.

Василий Михайлович родился 15 августа 1914 года в семье рабочих. После окончания школы №19 поступил работать учеником токаря на завод «Рабочий металлист» и быстро овладел этой профессией. На заводе он познакомился, а затем женился на Александре Губочкиной. В их семье один за другим родились трое детей: дочь Евгения и двое сыновей – Михаил и Борис.

До начала войны Василий отслужил действительную воинскую службу в Красной Армии, изучив танк Т-34. С 1 июня 1941 года Василий Михайлович стал работать техником-механиком в аппарате приемки ГАУКА – Главного артиллерийского управления Красной Армии. Когда началась война, Василий Бочков имел освобождение от службы, но, как истинный патриот, ушел на фронт добровольцем 25 августа 1941 года. Воевал в рядах 1-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта в составе Ярославской коммунистической дивизии, закончившей войну в Германии. Василий Михайлович дослужился до звания гвардии лейтенанта. С честью выполнил воинский долг, проявив героизм, мужество и отвагу.

Воинов, сражавшихся за освобождение нашей Родины от фашистов, были миллионы. Василий Михайлович запомнился не только боевыми качествами, но и тем, что за три с половиной года прислал с фронта любимой жене и детям 54 письма, полных любви и заботы.

Письма о самом важном

Каждое письмо начиналось словами: «Здравствуй, дорогая, милая, родная, любимая Шурочка!». А заканчивалось словами: «Поцелуй за меня крепко-накрепко наших милых детишек: Жеку, Мишу и Борю, а также обеих бабушек и обязательно сообщи об их здоровье. А также крепко и тысячу раз целую тебя, милая Шурочка. Может придет время, и мы увидимся. Остаюсь любящий тебя муж Вася» (1.03.1942 г.)

В другом письме он пишет: «…Я знаю только одно и верю, что твоя любовь ко мне сохранит меня от вражеской пули или снаряда. В это я верю и буду верить» (14.07.1943 г.)

Василий Михайлович был дважды ранен, но каждый раз возвращался в строй. После ранения осенью 1943 года он приезжал на короткий отпуск домой в Кострому. В очередном письме были такие строки: «… Да, милая, я на тебя все не мог налюбоваться. По-моему, я сейчас люблю тебя так, как никогда еще не любил. До того ты мне сейчас дорога и мила, просто не выговоришь. Еще больше ты стала для меня милей и краше. Знаешь, Шурочка, я еще раз повторяю, что ты для меня – вся моя жизнь. Остаюсь крепко тебя любящий твой муж Вася».

В письме от 4 января 1944 года Василий Михайлович сообщил: «Здравствуй, дорогая, любимая моя Шурочка! Сегодня получил от тебя два письма, за что очень и очень благодарю. Ты пишешь, что с завода ушла, и не сообщаешь, на какую другую работу поступила. Не понимаю, чем это вызвано. Не в моем характере с места на место ходить. Впрочем, ты должна поступать так, как считаешь нужным. Шурочка, во втором письме ты приписываешь мне виновность в том, что тебе тяжело жить, потому что я ушел добровольцем на фронт. Объясню: я пошел добровольно потому, что я член партии. Знаю, что кому-нибудь да надо защищать Родину. И я свой долг перед Родиной и партией выполняю, пренебрегая своим личным интересом. Еще раз прошу: прости меня за все и не напоминай мне больше об этом. Знаю, знаю, дорогая, что я тебя не достоин. Милая Шурочка, тяжело живете не только вы, но и много других. Очень много людей здесь на фронте кладут головы. Что я этим хочу сказать? Я хочу сказать, что в нашей разлуке и тяжести твоей жизни виноват Гитлер и его свора. Вот я бы не пошел воевать и другой бы не пошел. А кто бы тогда отстаивал нашу Родину от варваров-фашистов? По-моему, дорогая, тебе понятно, почему я добровольцем ушел на фронт. Целуй за меня детишек: Жеку, Мишу и Борю. Крепко тебя целую. Остаюсь твой любящий муж Вася. Пиши, жду».

В начале октября 1944 года 23-й танковый полк, в котором служил лейтенант Василий Бочков, участвовал в боях за освобождение населенного пункта Сунтажи. Танк под его командованием первым ворвался в оборону немцев, увлекая за собой танки полка. Населенный пункт был взят с минимальными потерями со стороны наших воинских частей. За отличное выполнение задания командования и проявленные в бою мужество, отвагу и героизм лейтенант Василий Бочков приказом командования от 7 октября 1944 года награжден орденом Отечественной войны II степени.

Полным любви и надежд на окончание войны и скорую встречу было письмо от 22 ноября 1944 года: «… Встреча наша должна быть в скором будущем, так как конец войны уже не за горами. Я тебе сообщаю, что меня наградили орденом Отечественной войны II степени. Так что можешь гордиться своим мужем. Воюем так, как положено русскому человеку, отстаивающему честь и независимость нашей необъятной Родины. Единственно, что меня радует, – это то, что детишки наши живы и здоровы, а также и ты, моя дорогая, в чем и заключается моя жизнь. Передавай большой и особенный привет маме и скажи, что скоро встретимся и будем жить опять все вместе. Остаюсь крепко-крепко любящий тебя Вася».

Последним оказалось письмо из Германии от 15 февраля 1945 года. В нем были такие строки: «У меня все мысли направлены на заботу о вас, милых моих, о моей родной и близкой семье. Это искренняя правда, дорогая. Затем до свидания. Привет детям: Жеке, Мише и Боре, а также маме, Леке, Вале, Надежде. Целую тебя, моя дорогая, тысячу раз. Твой Вася».

А после этого письма пришла похоронка, в которой сообщалось: «Ваш муж гвардии лейтенант 29-й танковой бригады 23-го полка 1-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта умер от ран 9 марта 1945 года, захоронен в Восточной Пруссии в с. Геттхендорф, могила №18». К сожалению, никто из семьи Василия Михайловича не смог побывать на месте его упокоения. У них не было средств, чтобы отдать последний долг герою и положить цветы на далекую, но родную и дорогую для семьи могилу.

Помнят, знают и крепко любят

Все это было рассказано ведущей на мероприятии, где я побывала. Мы из зала смотрели на женщину, сидевшую на сцене, жену Василия Бочкова, мать троих детей, которых она одна вырастила, выучила и воспитала достойными людьми в тяжелые годы войны и послевоенное время. В ней вроде бы не было ничего особенного, она не была красавицей. Но в этой женщине небольшого роста, с гордо поднятой головой чувствовалось достоинство и уверенность в себе. В ней было столько обаяния и женской привлекательности, что невольно понимаешь, почему муж одарил ее такой сильной и нежной любовью. Мы завидовали этой обыкновенной и в то же время в чем-то необыкновенной женщине.

Живут на земле дети, внуки и правнуки героя Великой Отечественной войны Василия Михайловича Бочкова. Человека, невероятно сильно любившего жену, детей и жизнь, которую он отдал за их счастье.

Маргарита СТЕПАНОВА (БЕЛЕНОГОВА)

* Изображение девушки на фото использовано для создания художественной выразительности, она не является супругой В. Бочкова