Мы продолжаем наш поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. В этот раз к нам обратилась Инна Фионина, которая ищет своего деда, Ивана Тимофеевича Семенова.

Инна Валерьевна, обращаясь к нам, рассказала: ее дед был кадровым военным, в армию призван еще до войны. И, вероятно, одним из первых встретил врага, еще в июне – июле 1941 года. Сама Инна Валерьевна пыталась искать сведения о дедушке, писала запросы в Санкт-Петербург. Дело в том, что местом рождения Ивана Тимофеевича указана деревня Жуково Старорусского района Ленинградской области. Однако теперь Старая Русса административный центр в Новгородской области. Тем не менее ряд сведений, которые облегчили нам поиски, Инна Валерьевна нашла самостоятельно. К примеру, что родился Иван Тимофеевич в 1914 году, в первой его половине.

Сама Инна Валерьевна призналась: слишком много полных тезок Ивана Тимофеевича пропало без вести или погибло в годы войны. Это мешало установить настоящую судьбу ее деда.

И действительно, наши первоначальные поиски привели к тому, что на руках у нас остались два документа послевоенного периода. Первый – донесение о безвозвратных потерях из Саратовского военкомата. Второй – анкета о поиске разыскиваемого из Старорусского горвоенкомата. В обоих документах речь шла об Иване Тимофеевиче Семенове, пропавшем в июне – июле 1941 года и служившем в 37-м стрелковом полку. Дивизия при этом указана не была.

Все же нам удалось установить: саратовский Иван Тимофеевич не имеет отношения к герою нашего материала. Единственное, что остается непонятным, – служили ли два полных тезки в одном подразделении.

Сразу скажем: наш разыскиваемый Иван Тимофеевич не пропал без вести. Мы нашли данные о нем в списках военнопленных. И смогли установить его судьбу. Старшина Иван Семенов оказался одним из сотен тысяч советских солдат, попавших в плен в Минском котле. Это была трагедия начала войны. Советская Белоруссия первой приняла удар врага. Попытки советского командования нанести 23-24 июня контрудары в районе Гродно и Бреста успеха не имели, немецкие войска продолжали захват Белостокского плацдарма.

К 25 июня советскому командованию стало понятно, что формируется «котел». Был отдан приказ войскам на отступление, но немцы уже перерезали основные коммуникации. Фашистские войска продолжили наступление и 28 июня взяли Минск, а войска 4-й и 9-й немецких армий 1 июля соединились и замкнули внешнее кольцо окружения 13-й армии. Попытки прорыва из котла под Минском также были безуспешны, удалось спастись только разрозненным соединениям армий, и 8 июля «котел» был зачищен.

Иван Семенов захвачен в плен 4 июля 1941 года. В это время на окраине военного полигона Мунстер в населенном пункте Витцендорф вермахт создает лагерь военнопленных Stalag X B (310). Когда туда доставили советских солдат из Минского котла, здесь не было каких-либо помещений и других инфраструктур. Десятки тысяч советских военнопленных жили в земляных норах. С наступлением холодов в октябре-ноябре 1941 года в лагерях стремительно распространяется сыпной тиф… «Лагерь военнопленных находится в километре от села. Он еще не закончен. Прошлым летом русские жили в землянках. Они содрали и съели кору со всех деревьев. До сегодняшнего дня от сыпного тифа умерли 12000, в январе пока 1800. Сейчас в день умирает около 100 пленных, сегодня умерли 94» – эти страшные свидетельства мы находим в дневнике солдата охранного батальона Stalag X B (310) Х.Д.Мейера, опубликованного уже после войны.

Старшина Иван Тимофеевич Семенов умер на немецкой земле в декабре 1941 года. Здесь, в лагере «Витцендорф», навсегда остались 16 тысяч бойцов Красной Армии…

В ноябре 2013 года на кладбище Витцендорф открылся проект «Мы пишем ваши имена». Ученики и ученицы начальной и средней ступени школы Витцендорфа делают глиняные таблички с личными данными погребенных здесь советских военнопленных. Стелы заполняются постепенно, и, возможно, уже сейчас мы сможем найти на них и имя Ивана Тимофеевича Семенова.