Многие говорят, что с начала пандемии мир перестал быть прежним. Мы меньше встречаемся с друзьями и редко посещаем общественные пространства. Привычка прогуляться по торговым галереям и вовсе канула в Лету. Поэтому многие из нас стали больше покупать в интернет-магазинах, соцсетях и маркетплейсах, которые предоставляют возможность на своей площадке разместить товары множеству продавцов. Но как совершать покупки в интернете правильно, не боясь стать жертвой псевдопродавцов? Разбираемся вместе с «Северной правдой».
Ищем проверенный магазин
Сейчас русскоязычный интернет насчитывает около двух тысяч интернет-магазинов, и эта цифра постоянно растет. Здесь можно приобрести все: от канцелярских товаров до соболиной шубы. Но как совершить крупную покупку, не пополнив карман мошенников? Несколько условий:
наличие реквизитов (на сайте должны быть указаны адрес продавца, место изготовления товара, полное фирменное наименование продавца или изготовителя);
политика конфиденциальности (сайт обязан получить согласие на сбор и обработку персональных данных и не раскрывать их третьим лицам);
оферта (сайт обязан продать товар любому обратившемуся на неизменных условиях).
Также проверяйте отзывы на интернет-магазин. Многие специализированные сайты предоставляют возможность поделиться своим мнением о продавцах. Это помогает покупателям выбирать проверенные интернет-магазины. Но обращайте внимание на субъективность: не факт, что то, что не подошло и не понравилось одному пользователю, не понравится и не подойдет другому, и наоборот.
Пять факторов, по которым можно «вычислить» неблагонадежный интернет-магазин:
злоупотребление эпитетами, например, «фантастический», «невероятный»;
фразы-клише, такие как: «оптимальные цены на услуги», «быстро и качественно», «теперь только сюда»;
отсутствие контактного телефона;
использование только картинок из интернета;
отсутствие реквизитов и информации о владельцах интернет-магазина.
Как покупать в соцсетях?
Нужно понимать, что, как правило, с другой стороны экрана находится обычный человек, желающий «купить подешевле – продать подороже». Конечно, в соцсетях представлены крупные бренды, но они пытаются из социальных сетей перевести покупателя в свой интернет-магазин. Поэтому, если вам понравилась какая-то вещь и вы хотите ее приобрести, то обязательно:
почитайте отзывы в интернете;
уточните все параметры вещи, например, размер;
уточните точную цену и способ перевода средств;
обсудите способ доставки;
попросите контакты владельца странички и его паспортные данные.
Важно! Доверяйте только проверенным продавцам с хорошими отзывами в интернете.
Важные моменты
Часто конфликтные ситуации с представителями интернет-магазинов происходят из-за доставки приобретенных товаров. С чем может столкнуться покупатель:
○ Пошлины
C 1 января 2020 года при заказе товаров из зарубежных интернет-магазинов на сумму более €200 необходимо платить налог в 15%. За превышение весовой нормы в 31 кг – еще по €2 за каждый дополнительный кг.
○ Стоимость доставки
Она может быть включена в покупку или оплачиваться отдельно. Кроме того, необходимо учитывать, как именно вам будет доставлен товар: по почте, курьером или до пункта выдачи.
○ Дата доставки
Ожидаемая дата доставки также указывается на финальном этапе оформления заказа и подтверждается контактным центром по почте, в сообщении или по телефону.
Как выбрать продавца в маркетплейсе?
Из-за развития крупных интернет-магазинов, предоставляющих свои «площади» для торговли, на них появилось множество неблагонадежных продавцов. Как понять, что перед вами именно такой? Правило одно – читайте отзывы. Кроме того, покупая на маркетплейсе можно столкнуться и с другими проблемами.
Высокая загруженность горячей линии.
Долгая доставка.
«Пропажа» курьера.
Отмена заказа из-за потери посылки (артикула).
Долгий возврат денег.
Отмена возврата денег
Эти проблемы возникли из-за быстрого роста площадок, а также неготовности многих продавцов к наплыву клиентов. Многие просто не успевают производить или закупать товары. Важен и человеческий фактор – нехватка специалистов колл-центра и курьеров.
Ольга БРАЦЛАВСКАЯ, юрист МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:
– Условия возврата товара, купленного в интернет-магазине, существенно отличаются от товара, купленного в обычном магазине. Поскольку интернет-магазин является дистанционным способом продажи, в отношении него действуют особые правила. Эти правила регулируются законодательством по защите прав потребителей и правилами продажи товаров дистанционным способом.
Главное правило, которое действует в отношении товаров, купленных в интернет-магазине, – это право отказаться от покупки и вернуть товар в течение 7 дней после доставки (а также в любое время до момента доставки). В момент доставки вместе с товаром покупателю должна быть представлена письменная памятка о праве вернуть товар в течение 7 дней.
Если такая памятка не была представлена, то срок возврата увеличивается до 3-х месяцев.
Памятка о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:
а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
б) режим работы продавца;
в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок (от 7 дней);
г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;
д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Отсутствие одного из пунктов может считаться непредставлением покупателю информации о порядке и сроках возврата товара.
При покупке в интернет-магазине в течение 7 дней после доставки можно отказаться от любого товара.
Единственное ограничение – нельзя вернуть товар, изготовленный на заказ (по индивидуально-определенным характеристикам), если отсутствуют недостатки. Еще одно условие – товар не должен иметь следов использования, сохранены ярлыки и пломбы, сохранена упаковка.
Подтверждать покупку можно как чеком, так и другими способами (иные документы, штампы на упаковке, электронная переписка, свидетели). Подписывая акт доставки, обязательно укажите обнаруженные дефекты (царапины и т.п.). Акт должен быть в 2-х экземплярах.
При возврате покупателем товара надлежащего качества продавцом составляется акт возврата за подписью обеих сторон. Если в момент составления акта продавец не передал деньги за возвращенный товар, то продавец обязан передать деньги в течение 10 дней после составления акта.
Продавец имеет право удержать расходы на доставку товара от покупателя. Расходы, связанные с перечислением денег, несет продавец. Если продавец отказался вернуть деньги и забрать товар, то придется писать претензию.