На минувшей неделе сотрудники социальных служб отметили свой профессиональный праздник. В их числе и костромичка Наталья Конькова. Вот уже три года она помогает тем, кто в силу разных причин оказался в сложной жизненной ситуации. С утра и до вечера Наталья Владимировна обходит своих подопечных. Убирает дома, готовит, делает покупки в магазине или аптеке. Но самое главное в ее нелегком труде — дарить людям надежду и хорошее настроение. Поддержать, подбодрить теплым словом одинокого человека, убедить его в том, что он нужен, пожалуй, в этом и заключается главный принцип службы настоящего социального работника.

Найти минуту для разговора очень сложно. Потому мы и попросили Наталью Владимировну буквально взять нас с собой на работу.

Костромичка Ирина Геннадьевна Иванова когда-то работала поваром в ресторане «Центральный» и в кафе «Веснянка». На пенсию ушла в начале девяностых годов. Сегодня она одна из многих, кого посещают сотрудники социальной службы. В гости к Ирине Геннадьевне мы отправились вместе с социальным работником Натальей Коньковой. В старинном двухэтажном доме в центральной части города, где живет ее подопечная, нас встречают очень тепло и радушно.

«Сотрудники социальной службы мне помогают, все покупают. Продукты в магазине, лекарства в аптеке, – рассказывает Ирина Геннадьевна. – Постельное белье племяннице отдаю, она в машинке стирает, тоже мне помогает, регулярно приходит. А все остальное я сама делаю, и готовлю, и прибираю. Я всех жду, помощь – это очень хорошо, но ведь и поговорить хочется».

Через несколько минут мы уходим и продолжаем разговор с Натальей Владимировной уже в стенах редакции нашей газеты.

С людьми работать интересней

– Наталья Владимировна, как давно вы работаете в службе социальной защиты?

– Три года. До этого работала в архиве, но решила поменять профессию и не жалею. Ведь раньше приходилось иметь дело по большей части с документами, а теперь – с людьми. Это гораздо интересней: общение, оказание помощи. Ведь им это так нужно, так необходимо. Я думаю, когда человек выбирает это занятие, он должен сделать осознанный выбор. Ведь это особый подход, особая ответственность.

– Вы костромичка?

– Скажем так, я живу в Костроме очень давно, поэтому считаю себя костромичкой. Сюда, на родину папы, я приехала из Северодвинска. Пока училась в школе, проводила здесь почти каждое лето у бабушки с дедушкой. Мне очень нравилось. Там холодно, Белое море, а здесь практически юг. В начале двухтысячных поступила в технологический институт, выбрала специальность «социальная работа и туризм». Кстати, пришлось поработать и экскурсоводом, и в гостиничном бизнесе.

– Кем в детстве мечтали стать?

– Учителем начальных классов.

– А почему же тогда не пошли в наш педагогический?

– Сложно сказать, отговорили.

Привыкнуть, найти общий язык и даже понравиться

– Помните свой первый рабочий день?

– Сначала я проходила обучение. Образование конечно важно, но главное в нашей работе – это практический опыт и ответственное, внимательное отношение к людям. Прежде всего к пожилым, с которыми бывает непросто работать. Ведь нужно учитывать их состояние здоровья, самочувствие, настроение. Если ты готов на этой должности работать, то у тебя все может получиться, многое зависит от личных качеств.

– Чему учили?

– Прежде всего практике. Я прошла по участку, познакомилась со спецификой профессии, работе с документами. Процесс обучения важен тем, что он дает понять — твое это занятие или нет. И еще людей, с которыми предстоит работать, ты в момент обучения видишь впервые в жизни. Ты должен к ним привыкнуть, найти общий язык, я бы даже сказала, понравиться, а это не каждому дано. Без этих качеств работа социального работника не может быть полноценной.

Поэтому в первый рабочий день мне уже было не сложно. Мы пошли по моему участку вместе с заведующей отделением социального обслуживания на дому.

Дефицит общения

– Сколько времени вы проводите с людьми?

– По-разному. В среднем минут тридцать – сорок. Кому-то только продукты требуются, а если это влажная уборка, приготовление пищи, какие-то другие дела, то может занять и час, и полтора, и два. Обычно люди заранее говорят, что им необходимо, исходя из этого и рассчитываешь время. Но иногда и сами предлагаем что-то сделать по дому уже на месте. Допустим, я прихожу и вижу, что в доме беспорядок. Конечно, нужно помочь человеку прибраться. Случается, что звонят и просят приехать в незапланированный для посещения день. Мы не отказываем.

– О чем разговариваете?

– О здоровье, о самочувствии, обсуждаем новости. Иногда говорим о родственниках.

– У вас есть коллеги-мужчины?

– В нашем центре – нет (смеется).

– А среди ваших подопечных?

– Конечно, это могут быть и женщины, и мужчины, и даже дети. Кстати, женщины, мне кажется, более общительны, а мужчины сдержанней. Но случаются исключения. Всем не хватает общения. Бывает так, что и родственники есть, а поговорить людям не с кем. Мы стараемся возместить им этот недостаток.

Про акции и скидки пенсионеры в курсе

– Вы говорили, что покупаете продукты для своих подопечных. Все люди разные и у каждого наверняка свои предпочтения?

– Предпочтения есть у всех. Кто-то, например, заказывает молоко только одной марки, и другого ему не надо. А иной человек, наоборот, именно эту марку не любит, мол, не вкусное. Говорят – покупай мне, пожалуйста, другое молоко. Приходится иногда обойти несколько магазинов, хотя по нашим правилам мы должны покупать продукты в ближайшей торговой точке. Но я стараюсь идти навстречу, ведь человек может расстроиться. Мне не сложно пройти несколько лишних десятков или даже сотен метров и купить что-то получше, а иногда и подешевле. Многие из наших подопечных не ходят в магазины и не знают ассортимента товаров.

– А как же они ориентируются, что именно покупать?

– А мы им буклеты приносим, и они в курсе, какие скидки, какие акции идут в магазинах.

– Медицинскую помощь оказываете, уколы делаете?

– Нет, в случае необходимости вызываем «скорую помощь» или участкового врача. Можем сопроводить в поликлинику. Помогаем оформить группу инвалидности, посещаем в больницах. Бывает, человек упал, не может подняться, звонит, мы приезжаем. Если подопечный долго не выходит на связь, тоже приходится ехать и проверять, все ли с ним в порядке. К сожалению, жизнь есть жизнь и порой люди покидают этот мир.

«Дай Бог, чтобы побыстрее мы все это преодолели»

– А вы себя в будущем можете представить на месте ваших подопечных?

– Все зависит от ситуации. Если рядом будут дети и они станут помогать, то это, конечно, здорово. Ну а если почувствую необходимость, то, конечно, вызову социального работника.

– У вас дети есть?

– Да, двое. Мальчик и девочка.

– Как родные относятся к вашей работе?

– Сейчас, в связи с известной ситуацией, мы тоже оказались в зоне риска: контактируем с людьми, часто ездим в транспорте. Переживания у моих родных были. А что делать, дай Бог, чтобы побыстрее мы все это преодолели.

– Когда начинается ваш рабочий день?

– В половине девятого утра, заканчивается в пять.

– Получается вы весь день на ногах?

– Да, хорошо, если участки находятся в одном районе.

– С праздниками подопечных поздравляете?

– Конечно! С днем рождения, с Новым годом, с другими праздниками. Им это очень нравится, они ждут. Поздравительные стихи читаем. Бывает, торты покупаем. Они нас тоже поздравляют.

– На минувшей неделе социальные работники отметили свой профессиональный праздник…

– Я хочу пожелать всем своим коллегам терпения, сил, здоровья, стараться максимально доброжелательно относиться к людям. И тогда и у них, и у вас будет хорошее настроение.