В редакцию «Северной правды» пришло письмо от костромички Полины Титовой. Это рассказ о Василии Александровиче Быкове, нашем земляке, воине-победителе. Мы приводим его в сокращении.

«Сто лет назад в семье Александра Евлампиевича и Анны Афанасьевны Быковых родился сын. Ни голод, ни война, ни болезни не сломили его. Слюбившийся с родной землей, с детства знавший работу на ней, отважно защищал землю от немецких захватчиков. Сегодня он – отец, дедушка, прадед и прапрадед.

Герой нашего рассказа, Василий Александрович, родился 3 апреля 1920 года и был вторым сыном в семье. Николай Быков появился на свет в 1916 году. Младшей была дочка Мария. Детьми они жили в деревне Стёпаниково Даниловского уезда Ярославской губернии. Там окончили начальную сельскую школу и семилетку в городе Данилове, где расположена узловая станция Северной железной дороги. Затем братья, один за другим, поступили в ФЗУ города Ярославля на машинистов паровоза.

В 1940 году Василия призвали в 10-й инженерно-аэродромный батальон воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. Война застала его в Прибалтике, с первых дней начались бомбежки, под ними сворачивались авиационные части, и в июле была начата эвакуация. Прямой путь на Ленинград был уже перерезан, больше месяца заняло перемещение частей по железной дороге, на пути был и родной Данилов. Но армия двигалась в Ленинград, куда аэродромные части прибыли в конце августа, перед окончательным замыканием кольца блокады.

Брат Николай, который уже работал помощником машиниста, был призван в январе 1942 года. После прохождения обучения он стал механиком-водителем танка Т-34 в звании старшины. С июня 1942 года он принимает участие в боевых действиях в составе 86-й танковой бригады Воронежского фронта. В декабре 1942 года награжден медалью «За отвагу», а в январе 1943-го орденом Красной Звезды. В конце февраля начались очень тяжелые для Красной Армии бои за Харьков. Танковая бригада несла большие потери, в бою 9 марта танк командира танковой роты капитана Григория Толочного, в котором Николай Быков был механиком-водителем, подбили, а сам командир танка умер от ран.

Когда 86-я бригада вышла из окружения, ее пополнили и направили на Курскую дугу, где большинство боевых товарищей прадеда отдали свои жизни за жизнь будущую. А Николая отправили осваивать новую техническую специальность, так как в 1943 году шло активное формирование инженерных частей. В 1944 году лейтенант стал начальником минно-саперного отделения аэродромного обслуживания 3-й воздушной армии. Его боевой путь обрывается в Калининграде. В апреле 1945 года он участвует в Кенигсбергской операции. В мае часть военнослужащих получает назначение на Дальний Восток, а Николай продолжает службу в городе. Из-за голода и холодов среди гражданского населения и военных многие болеют туберкулезом. Николай попадает в госпиталь с этим диагнозом в сентябре и в конце осени домой приходит извещение о смерти.

Дома его ждали жена, Анна Петровна, и дочь Галя. В ноябре 2015 года, спустя 70 лет со дня смерти Николая Александровича, Галина с детьми и внуком ездила к мемориалу в Калининград, где на аллее памяти и славы они нашли его имя.

Василий Быков вернулся с фронта живым, выдержав 900 дней обороны Ленинграда, освобождение от фашистов Литвы, Латвии, Эстонии. Он наблюдал, как живут согнанные на немецкие фермы советские люди; немца уже не было, а они работали на оставленных фермах. Видел перестрелянные из автомата шкафы с посудой в богатых и одиноких литовских домах. Война отпустила его в 1945 году с орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга». В Пярну, где 10-й батальон продолжал восстанавливать аэродромы, они с Анной Петровной стали жить одной семьей. Потом было долгожданное возвращение домой в Данилов, работа старшим машинистом паровоза и тепловоза…

Много о войне прадед вслух не вспоминал, записей не вел. И сейчас его рассказы чаще только отклик на самый особенный день в году – 9 Мая, когда он ждет парад или смотрит фильмы «Балтийское небо», «В бой идут одни старики», заново переживая фронтовые будни своего аэродрома. Говорит он теперь тихо, с усилием, много молчит, будто месяцами собирает силы, чтобы в День Победы поблагодарить ушедших сослуживцев, которым он один может поклониться с полным пониманием.

– Техники располагались у самолетов, а мы находились в двух километрах от них, в поле, – рассказывает дедушка о работе своего батальона, – копали траншеи для взлетных полос. Ленинградские-то земли болотные, нужно осушение. На эту полоску ско-о-о-олько песку навозишь…Норма на каждое отделение была общая. Вот уж не помню, десять ли, двадцать ли машин нужно нагрузить вручную, лопатами из карьера. На выходе стоял счетчик, записывал, какое отделение сколько вывезло машин песку. Все было под учетом.

Только за первый год войны батальон построил и восстановил одиннадцать аэродромов в Ленинградской области, взлетно-посадочные полосы для бомбардировочной авиации в Первомайском районе Ярославской области, оборудовал аэродром для гидроавиации на озере Меглино.

– Мы почти не спали. Норма была только 6 – 7 часов в сутки, да и те начеку, в любой момент готовы встать и работать. Утром, когда еще темно, сразу шли на аэродром делать стоянки для самолетов. А спали на деревянной колодке, нагороженной из досок. Примерзали к ней.

Несмотря на лютые сорокаградусные морозы, батальон изо всех сил стремился как можно быстрее переправить продовольствие голодающим жителям и защитникам Ленинграда по ледяной Ладожской трассе. Там же в 1942 – 1943 годах бойцы поддерживали функционирование трех аэродромов («Каменки», «Гражданки», «Приютино»), имеющих важное стратегическое значение. За десять дней они восстановили ленинградский завод, где изготавливали асфальт.

– Еще работали у нас котлы. В одном барабане диаметром, наверное, в полтора метра, крутился песок с цементом. Выпал швеллер, оборвался. Швеллер – это деталь барабана, наподобие рельса, угловое железо. Работа прекратилась, а материал-то нужен. В этом барабане, я как раз на нем дежурил, окошко круглое. Посмотрел, посмотрел…Что делать? Песок горячий, огневой пересыпается. Кричу товарищам: «Открывайте люк!». Отвинтили и давай одежу совать, что есть. Навздевали на меня ватные портки, фуфайку. Облили водой. И полез туда, в этот люк горячий, вытащил швеллер.

Об этом самоотверженном труде старшего сержанта Василия Быкова писали и в сохранившемся боевом листке – фронтовой газете:

«…Был получен срочный приказ об изготовлении материала для строительных работ. Командование послало старшего сержанта Быкова со своим отделением для выполнения задания на Н-ский завод. Враг вел сильный артиллерийский обстрел района, появились раненые, но краснофлотцы продолжали работать и каждый день выполняли нормы на 200 – 250 процентов».