12 апреля весь мир отмечал День космонавтики. Ровно 59 лет назад в 9:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с летчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого момента началась новая эпоха, когда тяга к космосу стала не просто мечтой, а реальной целью. Но за десять лет до этого важнейшего события в Костроме уже был открыт планетарий, который дал возможность каждому желающему заглянуть в глубины космоса. Как и сейчас. О том, что можно увидеть в костромском планетарии, мы поговорили с его директором Светланой Сахаровой.

Учат в школе

– Как планетарий работает во время столь сложной эпидемиологической обстановки?

– Мы всегда уделяем Дню космонавтики особое внимание и традиционно проводим «Гагаринские уроки». Этот год не стал исключением. Единственное, мы провели урок дистанционно. Дети подключались со всех муниципалитетов. Они смогли лучше узнать биографию Гагарина, а также получили наставления, как стать космонавтом.

– И как же им стать?

– Прежде всего нужно хорошо учиться и иметь крепкое здоровье. Набор в отряд космонавтов проводится систематически.

– Кто основная аудитория планетария? Кого больше тянет к звездам?

– Мы предлагаем разные формы знакомства с космосом, поэтому аудитория разнообразная. У нас есть творческие объединения, в которых дети занимаются астрономией. Мы предлагаем программы, которые ребята смотрят вместе с преподавателями по какому-либо образовательному курсу. После того как в школах три года назад ввели астрономию, мы разработали новый большой курс. Назвали его «Школа астрономии». Он подходит для учеников десятых-одиннадцатых классов.

– Почему ребятам он может быть интересен?

– В планетарии лекции, конечно, отличаются от уроков астрономии. Прежде всего их ведут педагоги и методисты, которые следят за всеми новостями космонавтики и астрономии. В силу загруженности школьному учителю очень сложно уследить за этим потоком информации. Гораздо проще прийти с классом в планетарий, где специалисты смогут рассказать о космосе научно-популярным языком. Но важнее всего специфические возможности планетария.

– Какие именно?

– Любому планетарию название дает аппарат, который установлен в центре зала. С помощью него мы можем демонстрировать небо сегодняшнего дня, наблюдать уникальные небесные явления: полет кометы, падение метеоров. У нас в звездном зале это можно сделать в ходе одной лекции, которая называется «Малые тела солнечной системы».

– А «звездные» гости вас посещают?

– Мы часто проводим встречи с учеными. Не так давно у нас был Анатолий Засов, автор учебника астрономии. На встречу пришли многие школьные учителя, которые впоследствии будут преподавать по этому изданию. Они смогли из первых уст услышать, на что в будущем нужно будет сделать упор.

Первый в космосе

– Что вы считаете главной достопримечательностью планетария?

– Конечно, Сихоте-Алинский метеорит. Он получил свое название по месту падения. Его фрагменты были подарены нам уже довольно давно. Для них мы сделали специальную инсталляцию – совместили картину и метеорит.

– Очень интересно! Что это за картина?

– 12 февраля 1947 года, когда падал метеорит, художник Петр Медведев писал пейзаж и стал невольным свидетелем этого события. Потому картина присутствует здесь не случайно.

– А у вас можно больше узнать о полете Юрия Гагарина?

– Несколько лет назад Роскосмос направил нам очень интересную инсталляцию ракеты, на которой летел Юрий Гагарин. Многие знают, что первый космонавт был невысокий. Отбирали кандидатов в том числе и по росту, потому что ракета была совсем небольшой. В ней он не мог передвигаться – все время находился в одной позе. Чтобы наблюдать, над какой частью земного шара он пролетает, у Гагарина было прикреплено зеркало к тыльной стороне ладони. И он, направляя это зеркальце, мог ориентироваться в пространстве.

– Вы рассказываете об этом с таким восхищением! Почему?

– Так здорово, что мы были первыми в космосе! Всегда стараемся доносить это до людей. Очень отрадно, что в этом нам на помощь приходят ветераны космодромов Плесецк и Байконур. Они считают планетарий своим вторым домом. Традиционно 12 апреля у нас было очень много гостей. Печально, что в этом году так сложились обстоятельства – мы с вами в планетарии в одиночестве.

– Как думаете, вы влияете на жизни людей?

– Многие дети, после посещения планетария, пришли к выводу, что можно стать инженером, получить какую-либо другую техническую профессию, чтобы быть полезным в космосе. Но важно не только это, ребята по-новому смотрят на мир. В наших мероприятиях участвуют сотни ребят со всей области. Например, в фотоконкурсе «Красота моей планеты» приняли участие около 600 учащихся школ.

– А как вы относитесь к тому, что многие конкурсные работы ребята делают вместе с родителями?

– Замечательно! Значит, они вместе изучили историю космонавтики и обсудили ее. Есть ли жизнь на Марсе.

– Вы считаете свою работу интересной?

– Я работаю директором планетария уже четырнадцать лет. Мне кажется, что с каждым годом работа становится все интереснее и интереснее. Развитие техники приводит к тому, что появляются различные спецэффекты, которые хочется использовать в программах. С помощью них мечтаешь все большему числу людей донести всю красоту, всю научность космоса. Чтобы они поняли, что Земля – нерядовая планета, ее нужно беречь.

– И вопрос, волнующий многих. Есть ли жизнь на Марсе?

– На Марсе жизни нет. Это уже научно доказано. Все планеты солнечной системы очень хорошо изучены.