«Северная правда» продолжает поиск костромичей, пропавших в ходе Великой Отечественной войны. Сегодняшний наш рассказ посвящен костромичу Василию Осминину. Он пропал без вести в марте 1943 года. Это все, что знали о судьбе бойца его родственники.

В нашу редакцию поступило письмо от жительницы Волгореченска Алевтины Николаевны Осмининой. «Мне хотелось бы узнать о дяде моего мужа Осминине Василии Николаевиче, который родился в деревне Кононово Красносельского района в 1823 году. Фото и писем у нас нет. Только выписка из райвоенкомата», – пишет она. Действительно, сведений было крайне мало, а выписка из военкомата совсем не проясняла ситуацию. В ней говорилось только, что Василий Николаевич пропал без вести в марте 1943 года. Но мы попытались собрать максимум информации.

Уважаемая Алевтина Николаевна, сообщаем вам, что точное место гибели вашего родственника установить не удалось. Но мы смогли узнать его боевой путь и с высокой вероятностью можем сообщить, в какой операции пал смертью храбрых Василий Осминин.

Первоначально сведений о Василии Осминине найти не удалось. Но, как это часто бывает, в архивных донесениях была опечатка. Ошибка была в написании фамилии: «ОсТинин» вместо «ОсМинин». Однако сомнений не было — речь шла именно о нужном нам бойце.

Сложность состояла в том, что данные документы были послевоенного периода. То есть дата пропажи бойца была весьма условная, поскольку ставилась она на основе слов родственников, когда было последнее письмо. Впрочем, в данном донесении была важная деталь: номер полевой почты. По нему мы смогли определить подразделение, где служил Василий Осминин.

Красноармеец Осминин воевал в рядах 999-го стрелкового полка 258-й стрелковой дивизии. Дивизия несколько раз переформировывалась, но полк по-прежнему оставался в ее составе и принимал участие в битвах под Воронежем и Сталинградом. Затем дивизия воевала на Донском фронте.

В феврале – марте 1943 года на берегах реки Миус развернулось масштабное сражение. Оно мало упоминалось в исторических трудах послевоенных лет. Возведенный на правом берегу Миуса оборонительный рубеж противника надолго задержал продвижение Красной армии и дважды помогал фашистам уберечь свою группировку войск от разгрома. Вследствие воен- ных неудач и крайне больших потерь история Миус-фронта долгое время фактически замалчивалась, а его победный прорыв летом 1943 года оказался в исторической «тени» знаковой Курской битвы.

Но февраль 1943 года был ознаменован освобождением большей части Ростовской области. Нам удалось ознакомиться с описанием боевых действий 258-й стрелковой дивизии за период с 1 февраля по 1 апреля 1943 года. В документе подробно описывается путь подразделения. Соединения дивизии принимали участие в освобождении города Шахты. А с 13 февраля они были отведены во второй эшелон армии, обеспечивая тыл и фланги, как говорится в документе.

Возникла некоторая сложность с тем, что в описании боевых действий рассказ идет в основном о боях 991-го стрелкового полка. Какова же судьба другого подразделения, 999-го полка? Между декабрем и мартом 1943 года упоминаний в боевом журнале о нем нет вовсе. Ответ на этот вопрос нам дали карты. Сразу несколько из них показывают, что 999-й и 991-й полки были «неразлучны»: они занимали одни и те же рубежи.

Не имея точной даты пропажи без вести Василия Осминина, мы можем лишь строить предположения о том, в какой именно битве оборвалась жизнь красноармейца. Ве- роятнее всего, он погиб, освобождая город Шахты. Мы делаем этот вывод потому, что в последующие дни потери в частях дивизии были минимальными, а с 16 марта 999-й полк занял глубокую оборону в районе села Куйбышево, что в Ростовской области.

11 февраля 1943 года соединения 5-й ударной армии Южного фронта в составе 258-й, 315-й, 40-й гвардейской и 4-й гвардейской стрелковых дивизий, а также 3-го гвардейского кавалерийского корпуса вышли на окраины города Шахты и к концу дня освободили Артемовский район и прилежащие поселки. Соединения 258-й стрелковой дивизии наступали с самого сложного восточного направления. Ценой огромных потерь они смогли вступить в город первыми. А 12 февраля 1943 года в 12 часов 30 минут над Шахтами взвилось красное знамя!

Вероятнее всего, именно в этом бою погиб наш земляк. Локальные бои, безусловно, продолжались и позже. Большое число погибших сослуживцев Василия Осминина нам удалось найти именно в захоронениях вокруг города Шахты. Но часть бойцов 999-го полка покоится и в других братских могилах Куйбышевского района Ростовской области.