Мы продолжаем наш поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Сегодняшний рассказ о пропавшем без вести вохомском солдате Алексее Голикове.

В поисках родного человека

К нам пришло письмо от жителя Павинского района, который разыскивает своего родственника, Алексея Прокопьевича Голикова, пропавшего без вести в годы войны:

«Родственника моего призвали на фронт не сразу – только в 1942 году. В этом же году письменная связь с родственником прервалась, и он стал считаться пропавшим без вести. Мне хотелось бы узнать, где он воевал и как сложилась его военная судьба».

Что известно о солдате?

Голиков Алексей Прокопьевич, 1914 года рождения, житель деревни Заупоковница Хорошевского сельсовета Вохомского района. Призван на фронт в 1942 году. Пропал без вести.

Вторая ударная идет в наступление

Нам удалось найти лишь один документ, сообщающий о судьбе Алексея Прокопьевича Голикова. Благодаря ему мы выяснили, что он служил санитаром в 416-м медсанбате 327-й стрелковой дивизии Второй ударной армии.

327-я стрелковая дивизия была сформирована в августе 1942 года в Воронеже. К 7 января 1942 года дивизию перебрасывают на восточный берег реки Волхов – для участия в Любаньской операции – первой и наиболее трагичной попытке прорвать блокаду Ленинграда.

Уже 13 января дивизия наступает в первом эшелоне, сумев занять несколько деревень и удобных плацдармов. В этот день дивизия теряет до тысячи человек ранеными. 15 и 16 января 1942 года дивизия ведет ожесточенные бои, в результате которых занимает деревни Бор, Костылево, Арефино, Красный поселок. Затем дивизии ставится задача к 19 января выйти к реке Полисть и перерезать шоссе Новгород-Чудово.

Затем с 22 января по 1 февраля 1942 года дивизия безуспешно штурмует укрепленную деревню Спасскую Плисть, где только убитыми теряет до 700 человек, после чего через узкую полоску земли у поселка Мясной Бор, связывающую Вторую ударную армию с остальными войсками, 327-я стрелковая дивизия выводится из окружения.

В немецком «котле»

После пополнения 327-я стрелковая через горловину у Мясного Бора вновь присоединяется к окруженной Второй ударной армии и маршем движется на подступы к городу Любань.

27 февраля противник нанес удар с целью окружить прорвавшиеся к Любани советские части, сумевшие продержаться на своих позициях до мая 1942 года. Затем остатки 327-й стрелковой дивизии отводятся к поселку Финев Луг, где принимают на себя главный удар частей противника, пытавшихся полностью блокировать Вторую ударную армию в котле окружения.

Их осталось чуть больше сотни

7 июня 1942 года в каждом полку дивизии насчитывалось не более роты личного состава, а после 10-часовой бомбежки противника в дивизии оставалось не более 300 человек.

В ночь на 25 июня 1942 года остатки дивизии начали прорыв к своим, и до конца месяца из окружения вышли 104 человека – это было все, что осталось от 327-й стрелковой дивизии.

Брат милосердия

Сегодня мы не сможем точно ответить на вопрос, где и при каких обстоятельствах оборвалась жизнь вашего родственника – санитара

416-го медсанбата 327-й стрелковой дивизии. Это могут быть подступы к многочисленным населенным пунктам, которые штурмовала и обороняла его дивизия, это может быть со всех сторон простреливаемая узкая горловина у поселка Мясной Бор, а также волховские леса и болота.

В то лихое время ваш родственник вписал свою строчку в трагическую и страшную историю Любаньской операции советских войск, пытавшихся первыми снять блокаду с осажденного Ленинграда.