Молодому поколению не просто разобраться в хитросплетениях истории и хорошо, когда рядом есть грамотный и ответственный педагог, еще и вовлеченный в волонтерское движение. Именно с таким человеком встретился наш корреспондент на проходившем в Костроме форуме добровольцев Костромской области. Журналист «СП» побеседовал с заместителем директора по воспитательной работе, учителем истории и обществознания Шунгенской средней школы имени героя Советского Союза Г. И. Гузанова Костромского района Евгенией Александровной Смирновой.

Волонтер по жизни

– Евгения Александровна, как давно вы в волонтерстве ?

Я зарегистрировалась на платформе добро.ру в 2020 году, когда была пандемия. Тогда я поняла, что это необходимо для того, чтобы мне на прямую позвонили, а я могла помочь людям. Тем более, что я вожу машину и в то время мы развозили продукты. А если не официально, то я считаю, что всю жизнь занимаюсь добровольческой работой.

– Какое у вас образование ?

У меня высшее педагогическое образование, работаю в школе учителем истории и обществознания. Когда я познакомилась с деятельностью «Волонтеров Победы», то мне их миссия очень понравилась. Это сохранение памяти, а самое главноемы не даем переписать нашу историю. Мне все очень удобно, потому что я работаю с детьми в школе, а параллельно бываю на различных больших мероприятиях, сама обучаюсь и потом естественно в школе обучаю этому детей.

– Расскажите о своей волонтерской работе?

Я являюсь куратором школьных отрядов «Волонтеры Победы» в Костромской области. Занимаемся со школьными отрядами и по области у нас их несколько. Мы работаем со школами, чтобы они тоже открывали школьные отряды «Волонтеров Победы».

– Как организовано волонтерское движение в школе?

Мы делим это на две части. Начальная школаэто тимуровцы. Они еще маленькие, обучаются и делают первые шаги и дети с 14 лет, когда они могут зарегистрироваться на федеральной платформе добро.ру. Они считаются уже более опытными волонтерами, могут выезжать и помогать в других муниципалитетах. Мы часто выполняем различные поручения в Костроме, когда проводятся городские или областные мероприятия. Проводим игры, ездим в геронтологический центр, участвуем там в концертах. Оказываем помощь и бойцам СВО. Все это помимо того, что мы делаем дома. Часто приезжаем в молодежный центр «Кострома» и там занимаемся с детьми.

Знать и чтить историю

– Я знаю, что в вашей школе есть музей?

Да, у нас есть школьный краеведческий музей, им руководит Галина Сергеевна Тереньтева. Это первый помощник в школе, она учитель истории и плюс еще волонтер и мы с ней конечно взаимодействуем. Мероприятия проводим в музее или она приходит в класс. Сейчас у нас в школе идет капитальный ремонт, но это не значит, что работа остановилась. Уделяем большое внимание регионоведению, где рассказываем про свою малую родину. По мере возможности в музей ходим, там ремонта нет. В учебниках о каких-то интересных моментах истории не написано, но благодаря музею можем почерпнуть оттуда все, что мы хотим. Если чего-то нет в музее, то Галина Сергеевна найдет и расскажет нам.

– Вы в своей жизни шли по чьим -то стопам?

Да конечно, я пошла по стопам моей мамы, Ирины Николаевны Бубновой. Она окончила наш костромской педагогический институт, была учителем истории, директором школы, а потом стала заместителем директора по воспитательной работе. Я жила в этой атмосфере и я знала что это такое.

Милосердие, отзывчивость впитывала с молоком матери, про меня это можно сказать. Я и своих детей воспитываю соответственно, а у меня их трое. Двое старших уже большие, они у меня волонтеры, еще подрастает маленький и он иногда тоже нам помогает. Я смотрю на негопотенциал у него есть.

– По стопам мамы, в педагоги пойдут?

Старшая у меня оканчивает здесь в Костроме филиал Шарьинского педагогического колледжа и будет учителем физкультуры. Она всегда была спортсменкой и занималась акробатикой. Она сказала, что больше никуда не пойдет и будет тренером. В течении этого времени мы поняли, что и учительство от нас никуда не уйдет. Педагогическая атмосфера влияет и думаю у нас все с этим сложится хорошо. Младшая дочь у меня в 10 классе и пока раздумывает, просила все секреты не рассказывать, куда она пойдет. Младший ребенок детсадовец.

«Они воевали в тылу»

– Как давно вы в школе ?

У меня две версии: я с рождения в школе, потому что мама там работала, я как учитель с 19-ти лет в школе работаю и получается 23-й год. В школе в Шунге я около 12-13 лет и еще 10 лет работала в школе в Самети. Где родился, там и пригодилсяэто все про меня. В городскую школу меня никогда не тянуло.

– Как ребята воспринимают современную историю?

Раньше, когда мы учились в начальной школе, у нас и по внеклассному чтению было много о войне, мы изучали пионеров- героев. В старшую школу пришли и знали, кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы. Мы всех их знали можно сказать с рождения. Очень хочется, чтобы нашу историю изучали больше .

Я помню то, что мой дед рассказывал, а я рассказываю своим детям. У нас была большая акция, когда дети рассказывали про своих родственников, которые в Великую Отечественную войну воевали. Мы включились в проект «Книга трудовой доблести» и были очень рады этому. Как люди работали здесь в деревне, как они выживали, об этом мало кто знает. Все передавалось из уст в уста. И когда мы с детьми занялись этой исследовательской работой, то много с кем общались. Дети тогда очень поменяли свое мнение, потому что они думали, что люди были не на войне, дома, а значит все хорошо должно быть. А оказывается колхозники по сути воевали в тылу, поэтому свою работу мы так и назвали«Они воевали в тылу».

– Ребята меняются, например современные и те что были 20 лет назад?

Конечно меняются, как и все поколения, дети разные. Смотря как работать с детьми и если ты свою линию ведешь и учишь детей «что такое хорошо и что такое плохо», то они за тобой все равно потянутся. Нужно быть для них примером. В целом, я люблю шутить с детьми и добрая шутка лучше, чем хмурый взгляд.

Учиться у добровольцев

– Что нравится читать и какие фильмы смотрите?

Я люблю читать, и если сравнивать с молодым поколением то я вижу, что к сожалению они книги не любят. Может их не устраивает литература, которая есть, не могу сказать. Я читаю каждый день и не усну, пока не почитаю. Чаще всего готовлюсь к урокам, биографию чью-то вспомню, повторю. Объемы большие и свою память, знания надо обновлять. Иногда читаю исторические романы, например о той эпохе, которую завтра пойду преподавать детям. Я детям говорю, что если ты не хочешь читать, то посмотри художественный фильм и ты увидишь одежду, манеру разговаривать и в целом отношения, уклад жизни того времени.

– Что бы хотелось донести до ребят?

Когда проводишь мероприятия, то смотришь, что кто-то увлекается историей, а кому-то не по душе она. Этого человека не надо заставлять. Я обычно ребятам говорю, что вы повзрослеете и все равно придете к тому, что вам захочется что-то узнать. И с этого момента вся ваша жизнь изменится. Как только вы подумаете, что вы что-то не знаете и будите интересоваться, изучать. Насильно мил не будешь. Если с моего мероприятии хотя бы один человек уйдет с горящими глазами, я всегда буду рада, что провела мероприятие не зря.

Бывает, что проводишь поток мероприятий и дети побывав в одном, втором и смотришь глазки-то у них смотрят по другому и мне удалось их расшевелить. Я не люблю проводить мероприятия ради галочки и любую беседу, встречу провожу выкладываясь эмоционально, морально. Семья страдает из-за этого.

– Что удивляет в жизни?

Сейчас на форуме добровольцев удивляюсь, как это все люди делают, у них человеческий ресурс настолько огромен и откуда они все это берут? Я стараюсь обучаться на таких форумах. Послушаю, посмотрю и вношу коррективы в свою работу. Я всегда сомневаюсь в себе, что я что-то не доделала.

– Какой вы себя чувствуете в жизни?

Я помню, что я всегда в коллективе была и никогда не была одна. Со мной всегда кто-то был рядом. Я не могу находиться одна и не умею, потому что семья у меня большая. Возможно из-за этого вокруг меня всегда дети. Я стараюсь быть с ними на одном уровне и не давить на них своим авторитетом, должностью.

Владимир Сапожников