Существует ли в Костроме творческая интеллигенция и если да, чем она занята? Как оказалось, чтобы быть в центре культурной жизни, совсем не обязательно находиться в Москве или Санкт-Петербурге, такая возможность есть и в нашем городе. Дмитрий Рычков и его супруга Полина – молодые ребята, недавние студенты, три года назад основали культурный центр «Темплум». Их основная сфера интересов – авторское кино, российское и зарубежное. На своей странице в соцсетях костромичи пишут, что ими движет «стремление объединить людей для совместного образования, изучения картин в контексте истории кинематографа, философских течений мысли, истории родного края и современного искусства». Корреспондент «СП» пообщался с создателем центра Дмитрием Рычковым о том, какое кино котирует культурная Кострома.

Первая встреча киноклуба сразу стала международной

– Скажи несколько слов о себе. Где родился, учился?

– Я родился в Кирове и окончил там школу, а в Кострому приехал в 2016 году поступать на филфак КГУ. Через три года меня отчислили. Накопил долги, не в последнюю очередь из-за того, что тогда начал снимать фильм.

– Пропал интерес к филологии?

– Нет, скорее это особенность характера – если я чего-то не сделал, не подготовился к семинару, мне стыдно приходить с невыполненным заданием. И я не приходил. Со временем наверстать упущенное становится все сложнее. Но несмотря на отчисление, я сумел удержаться в Костроме, очень полюбил этот город за архитектуру. Тогда мы вместе с Полиной решили организовать киноклуб.

– Что за фильм ты решил снимать?

– Правильнее сказать фильмы – их было несколько. Созданием кино я интересовался еще в школе. Однажды мне в руки попалась книга Сергея Потехина, талантливого поэта, живущего под Галичем. И пришла идея: почему бы про него не снять? Поехал и уже на месте понял, что за одну поездку фильм не создать. В итоге посетил Сергея Потехина за год несколько раз. Из отснятого материала смонтировал два 25-минутных фильма: «Русская душа и «Смерть». Они, кстати, есть в интернете, в общем доступе.

– Как ты пришел к идее создать киноклуб?

– Со следующим своим фильмом о талантливом костромском поэте Сергее Леоновиче мы с Полиной участвовали в «Русском кинофестивале». Там мы не получили наград, но посмотрели фильмы других участников. Один из них – итальянский «Тихо, идет спектакль» нам так понравился, что мы выложили его в своей группе в социальных сетях. После этого с нами связались его создатели, попросили удалить из-за авторских прав.

Вроде бы ситуация не из приятных, но я смог уцепиться за создавшийся контакт с авторами фильма и предложил провести показ в Костроме. Они согласились и даже прислали видеообращение к костромичам, в котором, помимо прочего, говорили, что же такое русская интеллигенция. В общем, первая встреча киноклуба прошла в КГУ и сразу стала международной.

– В чем же заключалась твоя мотивация? Почему после просмотра этого итальянского фильма ты решил продолжить сборы киноклуба?

– Меня не устраивало, что в Костроме негде посмотреть авторское кино, не с кем его обсудить, а молодым авторам некому его показать. Просто нет такой культурной площадки. Нам с женой хотелось, чтобы такие встречи, как в КГУ, проходили постоянно. И мы ее создали. Кстати, последующие показы фильмов проходили уже в «Мире людей» (центр развития и социальных инноваций, расположен в Мучных рядах. – Прим. авт.). Здесь они проходят и сейчас.

Самый главный критерий – авторский кинематограф

– Как начинали работать? Были трудности?

– Сначала мы старались, чтобы люди просто узнали о нас и пришли. Приходило даже старшее поколение, а после пандемии аудитория выросла и стала более разношерстной. Мы, в свою очередь, начали приглашать лекторов, организовывать встречи с режиссерами, разнообразили репертуар.

– Расскажи, как проходит типичная встреча киноклуба?

– Есть несколько версий встреч. Первая, традиционная – это, собственно, формат киноклуба. Сначала небольшое вступление о фильме, где я рассказываю историю его создания, погружаю в контекст. После этого все вместе смотрим фильм и затем обсуждаем его. Ведущего нет, и высказывать свое мнение могут все присутствующие. Второй формат хорошо знаком всем студентам – это лекция. Здесь все стандартно: мы приглашаем лектора, он рассказывает, а в конце желающие задают вопросы. Иногда мы проводим «круг чтения» – читаем вслух вместе, потом обсуждаем прочитанное. На эту рубрику в основном стараемся брать местных авторов, чтобы в перспективе создать карту костромской словесности.

У нас нет строгих ограничений на формат встречи, просто так удобнее их проводить. В зависимости от обстоятельств все может поменяться. Например, один раз у нас был концерт – играл ансамбль из музыкального колледжа.

– А какая тематика встреч?

– В конце каждого месяца в группу киноклуба в социальных сетях я кидаю опрос и предлагаю несколько тем, люди голосуют, и после подбираю само наполнение. Бывает, что тема определяется приглашенным гостем, тогда мы стараемся подстраиваться под него.

– Есть ли темы, которые вы обсуждать не будете?

– Самый главный критерий – авторский кинематограф. Жанр фильма не так важен – это может быть и документальное, и художественное полотно, и даже мультипликация. Нравственный критерий – аморальное кино мы не будем показывать.

– Аморальное кино?

– Ну да. Фильмы, где много демонстрации насилия и жестокости. Неверный, аморальный посыл. Гнетущая, мрачная атмосфера. Все-таки хочется, чтобы вечер воскресенья вдохновлял, давал какие-то силы, мысли новые, импульс к жизни. В то же время жестких ограничений нет, правила, которые я озвучил, носят неформальный характер.

– Приведи примеры понравившихся тебе фильмов.

– «Легенда о Нараяме» (12+) Кэйсукэ Киноситы – оригинальный фильм, не ремейк. Он интересен с точки зрения формы: кино снято в стиле японского театра кабуки – переходы между эпизодами сделаны не киношной склейкой, а театральной – смена декораций, занавес и так далее. В этом отражается материальное мышление режиссеров тех лет.

Один из моих любимых фильмов – «Вечность и один день» (16+) Тео Ангелопулоса. Из современного, пожалуй, назову «Объятие змея» (16+). Это кино про этнографа, отправившегося изучать индейские племена. У фильма есть документальная основа, но лично мне он нравится из-за того, что хорошо передает мировоззрение индейских племен.

Много есть хороших кинолент, у которых отсутствует русская озвучка. Чтобы все могли с ними познакомиться, я делаю субтитры – перегоняю через электронный переводчик и после этого привожу к литературному виду. Так мы открываем для себя современных режиссеров, которых русский зритель почти не знает. Недавно посмотрели киноэссе «Метаморфоза птиц» (12+) – замечательный фильм Катарины Васконселуш.

Многие картины я впервые смотрю именно в киноклубе, и для меня это своего рода самообразование. Например, в декабре был цикл о Годаре, на тот момент я видел только одну его картину. Когда цикл начался, стал читал монографию о режиссере и параллельно смотрел его кино – и это было настоящее погружение в мир человека. Или цикл о чехословацкой новой волне… В общем, стараюсь, чтобы встречи в киноклубе несли в том числе образовательный характер.

В планах – создание кинолаборатории

– Расскажи о зрителях. Много их у вас?

– Всегда по-разному. В прошлый раз, например, пришли 16 человек, а в позапрошлый – восемь. Кто-то бывает редко, но есть у нас и постоянные зрители. О них, кстати, мы сейчас делаем в соцсетях цикл «Наши зрители».

– Какое кино им больше всего нравится?

– Всем по-разному. Одни хотят, чтобы было повеселее, поживее. Другие ценят визуальную составляющую – операторскую работу, символизм в фильме. Кто-то любит в фильмах научные и философские концепции.

– Бывали у вас знаменитые гости?

– Да, широко известные в узких кругах. Заходил к нам Николай Изволов – ведущий историк, архивист, реставратор кино с мировым именем. Его реставрации колесили по всему миру, их показывали на многочисленных кинофестивалях. Сейчас он занимается восстановлением ранних работ Дзиги Вертова («История Гражданской войны»). Бывал у нас Георгий Эдельштейн – мы показывали фильм о нем, задавали вопросы. А еще нашим гостем был Александр Золотухин – ученик Сокурова, участник Берлинского кинофестиваля.

– Что планируете дальше делать?

– Пока будем работать в том же ритме, но кое-какие планы все же имеются. Хотелось бы создать что-то вроде кинолаборатории. В клубе есть несколько человек, у которых свои задумки по созданию кино. Думаю, к концу сезона что-нибудь представим. Если говорить о встречах киноклуба, то планируем приглашать побольше режиссеров.

В этом году, скорее всего, также придется много ездить по области. В мае мы с Полиной выиграли грант на развитие краеведческого журнала «Пропилеи» на 250 тысяч рублей. До этого мы ездили по разным интересным местам, каких в наших краях много, и снимали небольшие сюжеты. В какой-то момент Полина подала заявку на конкурс в Росмолодежь. На средства гранта будем продолжать делать видео про необычные места и интересных людей. Еще выйдет выпуск печатного журнала, который, возможно, впоследствии станет регулярным.

– О чем будут сюжеты?

– У нас уже есть несколько, которые можно посмотреть. Например, про Красное Сумароково, где сохранилась церковь с росписью XVIII века. Эта роспись – своеобразная «лебединая песнь» костромской школы монументальной живописи. Планируем рассказать и про Андреевское – село, где чудом сохранилась деревянная церковь. А ведь деревянное зодчество – уникально, оно хранит в себе черты исконно русских традиций. Каменная же архитектура больше подверглась влиянию барокко и классицизма.

Архитектурные памятники не вечные, многие из-за почтенного возраста находятся в весьма ветхом состоянии. Мы надеемся, что своими сюжетами сможем, по завету русского космиста Николая Фёдорова, воскресить их к жизни.

Дмитрий СЕРГЕЕВ