Как слон стал «народным» в Костроме, в чем уникальность местной росписи и можно ли в настоящее время придумать авторскую технологию плетения из бересты – узнала «СП»
Президент РФ Владимир Путин подписал указ об объявлении 2022 года Годом культурного наследия народов России. Мы непременно будем рассказывать нашим читателям о творчестве разных народов, которые живут в Костромской области. Их таланты многообразны и многогранны, как и вся наша страна. Но прежде всего мы бы хотели познакомить вас с русским народным прикладным творчеством.
Сказочное двуцветие
Приходят к «ручному ремеслу» разными путями. Для кого-то это история, кому-то важна эстетика, а кто-то любит аккуратную и кропотливую работу. Одно можно сказать точно: без внимания такое творчество не остается. Особенно сейчас, когда все вокруг «штампуется». Чтобы окунуться, что называется, по полной, мы отправились на выставку в Школу народных ремесел областного центра технического творчества «Истоки». Именно там сосредоточено большинство начинающих и уже показавших себя мастеров. Доброжелательно и доступно о мастерах и их изделиях нам рассказала Надия Битколова, методист Школы народных ремесел ЦНТТиДЮТ «Истоки».
Костромская роспись, лоскутное шитье, вышивка по старинным технологиям – все это не просто хранится, а что важно – до сих пор создается местными педагогами-умельцами и детьми, которым они передают все секреты. Например, Светлана Панфилова непревзойденно владеет технологией костромской росписи: в «Истоках» можно увидеть ее постоянную выставку, а также изделия обучающихся творческого объединения, где Светлана педагог-руководитель. В ее работах встречаются как привычные для нас предметы, так и не совсем ординарные: подвески, сундуки, расчески, конфетницы. На изделиях можно увидеть изображение лошади, льва, Сирина, привычное яркое двуцветие, которое делается одним мазком, что характерно для костромской росписи. Сама Светлана Панфилова не так давно получила звание «Народный мастер».
Высший пилотаж
Еще одной находкой для нас оказалась Светлана Гречина, которая сама заготавливает бересту для себя и обучающихся на целый год. «Светлана ходит в леса, которые «под вырубку», договаривается с лесным хозяйством, чтобы не вредить природе. Сама обдирает. «Всего один месяц в году можно заготавливать бересту – это июнь, потом пойдет сокодвижение и бересту будет не снять», – рассказала Надия Битколова. Плетение Светланы Гречиной исключительно ручное, этот педагог в работах использует только бересту и растительное масло, чтобы было легче проплести – она обходится без клея и других «вспомогательных компонентов», здесь не встретишь штампованной бересты. Плюс – абсолютная гипоаллергенность. Кроме того, нам рассказали, что в нескольких своих изделиях, например, в хлебнице, Светлана разработала авторское плетение «гармошку», что называется «высшим пилотажем» у мастеров.
Также Надия нас познакомила с традиционной костромской петровской игрушкой. «Это возрожденное ремесло. Чем интересно? Игрушки насыщенного цвета, чаще встречаются в зеленых оттенках, но есть и в бежевых, и в коричневых. На выставке все изделия «сюжетные», то есть они что-то выражают. Из персонажей самое интересное – слон. На слона он похож мало, но когда в древности передавали информацию, она была скудна. Как говорится, человек как представил, так ее и слепил. Это вошло в традицию. Также есть собака, петушок, олени, лоси. Часто делают их с музыкальными инструментами. Такое чудо у нас создает Ольга Тихонова, наш педагог», – отмечает Надия.
«Вышьешь мне рубаху, я на тебе женюсь»
Кудесница Марина Дубова возглавляет творческое объединение «Праздник своими руками», которому в этом году уже 30 лет. В честь круглой даты работает юбилейная выставка, на которую «СП» тоже пригласили. Здесь можно увидеть костромскую традиционную вышивку, ткачество, народные куклы и многое другое. При создании изделий педагог не уходит от традиций, но обучающиеся могут вносить и что-то свое, например, орнаменты. Костромская вышивка исполняется в красных тонах по белому полю. Каждая такая вышивка несла и несет в себе определенную информацию о вышивальщице. Техники тоже разные представлены. Характерная для Костромской области – «полукрест-ропись», «костромской тамбур» многоцветный. Поражает аккуратность каждого изделия: на пяльцах нет ни одного узелка с обратной стороны, это настоящее мастерство.
Здесь же мы увидели и традиционные рубахи, а еще услышали интересную историю, которая произошла уже в наше время. «Марина Дубова рассказывала, что одной девушке, которую она научила шить подобные рубахи, парень сказал: «Вышьешь мне рубаху, я на тебе женюсь». Она рубаху вышила, он на ней женился. Выкуп невесты делали прямо из местной мастерской, сюда же приезжал жених, девушка-невеста была в сарафане, она сама себе же и сшила в русских традициях свадебный наряд. Семья счастливая, своих детей уже приводят на занятия в «Истоки»», – рассказали педагоги.
Светлана ПАНКРАТОВА
Фото автора и из архивов героев
Данил МАЛЫШЕВ, мастер костромской росписи:
– Росписью занимаюсь с пятого класса школы. Однажды попросился с друзьями сходить в «художку», в которой они уже занимались. Это была школа ремёсел в детско-юношеском туристическом центре «Чудь». Учился росписи у Светланы Вениаминовны Халдиной и Елены Сидоровны Мышко. Сначала городецкой, позже уже костромской росписью. Детское увлечение переросло в неотъемлемую часть жизни.
Костромская роспись исполняется в живописной манере. Цветовые пятна, разложенные на поверхности, принимают вид цветов, животных и птиц при оживке их вторым цветом. То есть на кисть берутся сразу две краски, цвет основы и, чаще всего, белила. И происходит оживка пятен. Прорисовываются лепестки у цветов, появляются бутоны, птицы и животные. Этот приём называется скоропись. Он ускоряет процесс росписи. После этого остаётся собрать всю композицию листьями и добавить, если нужно, графические элементы.
Ускорение процесса росписи обусловлено масштабом росписи. Костромская роспись интерьерная. Ею украшали избы и всё их убранство. Шкафы, заборки, голбцы и голбечные двери, входные двери, столы – всё расписывали. Поэтому и появилась скоропись. Чтобы успеть за достаточно короткий срок закрыть росписью большие площади.
Считаю, что творчество актуально всегда. А народное творчество вдвойне. Ведь это наша история, к которой мы можем прикоснуться и прочувствовать её. И спрос был и есть. Качественный спрос. От тонко чувствующих людей.
Ирина УШАНОВА, руководитель ансамбля русских народных инструментов «Ложкари»:
– У участников ансамбля русских народных инструментов «Ложкари» Костромской областной общественной молодежной организации инвалидов «Белый дельфин» появился оригинальный музыкальный инструмент. В начале юбилейного 2021 года, ансамблю исполнилось 15 лет, мы загадали желание: обрести большую деревянную ложку.
Я часто говорю: «В ожидании чуда делай добрые дела, тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками». В течение всего 2021 года ребята старались делать добрые дела, дарить радость другим, и чудо свершилось, волшебная ложка с нами!
Музыкальный инструмент изготовлен на заказ Романом Ицковым из города Кемерово – мастером народных промыслов, музыкальным мастером, делающим более 80 наименований славянских (и не только) музыкальных инструментов, а расписана ложка была в народных традициях «Костромская роспись» костромским художником, мастером росписи по дереву Данилом Малышевым.
2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов России, у «Ложкарей» из Костромской областной общественной молодежной организации инвалидов «Белый дельфин» большие концертные планы. Появление гигантской ложки в ансамбле позволит артистам расширить репертуар и создать яркие игровые номера. Музыканты уже приступили к репетициям с новым инструментом. Теперь гигантская деревянная ложка станет почетной участницей и символом костромского ансамбля на любом мероприятии и концерте.
Светлана ПАНФИЛОВА, руководитель объединения «Народная роспись» ЦНТТиДЮТ «Истоки»:
– Увлекалась рисованием с самого детства, потом уходила в творчество все «дальше». Дети ко мне тоже часто приходят: сначала просто познакомиться и посмотреть: – им интересны краски, позже вовлекаются в работу. Если уже они сюда приходят, почти все остаются. Мы изучаем на занятиях четыре вида росписи: костромская, гжельская, городецкая и мезенская – красно-черная. Для детей очень полезно бывать на таких занятиях: во-первых, ребята при деле, во-вторых, они могут своим мастерством украсить собственный дом,
кроме всего, у нас проходят разные праздники – это интересная форма взаимодействия. По длительности обучения у всех происходит по-разному, зависит от человека. Помню, пришел мальчик, он держал кисточку и карандаш не как все мы, а параллельно столу. Но у него получилась через несколько занятий идеально ровная, тоненькая линия – я была настолько удивлена!
Надия БИТКОЛОВА, методист Школы народных ремесел ЦНТТиДЮТ «Истоки»:
– На выставке «Удивительные ремесла» в рамках регионального этапа Всероссийского детского фестиваля «Наследники традиций» можно
встретить интересные и неординарные работы от авторов разного возраста — есть и детские, и работы наставников. Работа Марины Дубовой «Песнь русской женщине» включает счетное шитье, лен, использована вискоза и мулине. Эта работа – большая художественная ценность, на мой взгляд, музейное изделие. Чтобы создать что-то из представленного, нужно обладать не просто способностями, но еще и усидчивостью, и тонким вкусом. На выставке есть работы из разных районов Костромской области, номинаций также представлено множество. Есть творчество педагога Надежды Тихомировой, ей интересно все, что связано с народными ремеслами, она долго изучала способ изготовления «штампиков» – узоров: изучала, создала и представила уникальные творения. Все это делается руками без права на ошибку. Можно увидеть у нас и традиционное ручное кружево, а также интересные изделия в технике «валяние»: клатчи, сумки, то есть такие работы, которые реально можно использовать в жизни.
Светлана Панкратова
Фото автора и из архива героев