Полеты на дельтаплане: как было раньше и стало теперь

Еще в советские времена среди молодежи было популярно конструирование от радиоаппаратуры до двигателей внутреннего сгорания. Чертежи для сборки печатались в научно-популярных журналах. Те из читателей, кто мечтал покорять небеса, зачастую из того, что попадется под руку, собирали собственные дельтапланы. Для кого-то подобные увлечения остались позади, а некоторые посвятили этому всю свою жизнь, стали профессиональными конструкторами и по совместительству спортсменами. Именно такой человек – председатель авиационно-технического клуба «Стриж» Александр Ворошилов.

Думал о полетах – и перед сном, и после…

И даже во сне

– Для начала расскажите, пожалуйста, о себе: где родились, учились?

– Родился я в Костроме. Окончив школу, полгода учился играть на барабанах в музыкальном училище, потом пошел в армию, где играл в оркестре. Примерно в это время у меня зародилась мысль о том, чтобы сконструировать дельтаплан и летать. Это было еще в СССР, тогда были очень популярны разные конструкторские журналы, где можно было найти всяческие чертежи, в том числе и дельтапланов. Я ночи не спал, был одержим идеей его постройки. Когда вернулся из армии, год работал в Ярославской филармонии, восстановился в училище, но параллельно уже бродил по местным свалкам в поисках деталей – я знал что делать, но не знал, где искать. В конечном итоге раздобыл все необходимое. Сейчас с улыбкой вспоминаю: мы с супругой тогда как раз собирались в отпуск, а я половину денег потратил на ткань (парус) для дельтаплана. Я практически за год научился шить на машинке, было интересно, так что сделал все сам. Впоследствии, в течение жизни, самостоятельно собрал еще четыре дельтаплана.

Что касается полетов, обычно было так: зимой конструировали дельтапланы, а летом отправлялись летать. В основном с единомышленниками практиковались в Середней, там есть приличная горка. Были и другие места.

– Дельтапланы – не основная ваша работа?

– Поначалу это было исключительно хобби. Я параллельно с работой занимался конструированием, а также пробовал сделанные дельтапланы в действии. Впоследствии увлечение переросло в полноценную профессию. Ездил на соревнования, а сейчас являюсь председателем авиационно-технического клуба «Стриж».

– У вас есть какие-то личные рекорды, достижения?

– Мы несколько раз участвовали в чемпионатах России. На одном из них, в 2007 году во Владимире, из двенадцати мест заняли шестое. Было желание улучшить результаты, но слишком сильно все это бьет по кошельку. Раньше, в «лихие» девяностые и нулевые, было легче найти спонсоров.

Главная причина аварий – человеческий фактор

– А вообще страшно летать?

– Если есть большое желание летать, понятие страха отсутствует в принципе. Чтобы вы понимали: я когда начинал летать, то засыпал и просыпался с мыслями о полете. Летал и «во снах». Сейчас же, когда за плечами более 3000 часов в воздухе, к полетам отношусь совсем спокойно.

– И все-таки как побороть в себе страх перед высотой, полетами?

– Как уже говорил, я никогда летать и не боялся, потому мне сложно дать правильный совет. Страх при таких экстремальных занятиях неизбежен, особенно у тех, кто еще новичок в полетах на дельтаплане. «Нормальный» страх скорее напоминает чувство здоровой осторожности. Главное, не теряться и не паниковать.

Вопреки распространенным заблуждениям, несчастные случаи бывают крайне редко. Причем чаще всего причина даже не в конструкции, а в человеческом факторе. Бывает, что человек полетит в плохую погоду или разобьется из-за бравады на публику. Даже если вдруг случится поломка – откажет двигатель, например – из такой ситуации можно относительно безболезненно выйти, так как дельтапланы отлично планируют.

– Какой самый экстремальный полет был на вашей памяти?

– Был случай. Однажды весной мы собирали дельтаплан, и так уж случилось, забыли зашплинтовать колесо. Полетел я с пассажиром и в процессе заметил, что с земли нам энергично машут руками люди. Я спускаюсь пониже и с удивлением узнаю, что заднего колеса нет. Возник вопрос: а как садиться теперь? Вечно летать не будешь. Поначалу я принял решение сесть на грунт, потом понял, что транспорт просто в него закопается и кончится все плохо. В итоге садился на посадочную полосу – за 100 метров выключил двигатель, чтобы сбавить скорость, переместил центр тяжести туда, где колесо было. При посадке искры летели во все стороны, но в итоге кончилось все благополучно. После этого случая всегда прошу коллег перепроверить транспорт, чтобы они незамыленным взором все осмотрели.

– Полеты на дельтаплане – это только спорт и развлечение? Применяются ли они сейчас в чем-то общественно полезном?

– Да, по инициативе некоторых пилотов мы помогаем сельскому хозяйству – можем распылять необходимые химикаты над полями. Иногда можно помогать в поисках людей, заблудившихся в лесу.

– Дельтапланы – это, конечно, хорошо. А с парашютом вы когда-нибудь прыгали?

– К сожалению, не доводилось. В 94-м году я было хотел, все запланировал, но во время одного из полетов попал в грозовой шторм и переломал себе кости. Поэтому прыжок не случился, а после этого уже и не пытался даже.

Дельтапланеризм сегодня: а стоит ли начинать летать?

– Что нужно для того, чтобы начать летать? Может быть, есть какие-то физические требования, противопоказания?

– На самом деле сегодня физические данные – проблема не главная. Дельтапланеризмом вполне успешно даже хрупкие девушки занимаются, было бы желание. Проблема в том, что летать дорого и негде. Меня в свое время, еще в 90-м году, посылали учиться в Винницу. Там был дельта-клуб на реке Днестр. В наличии все необходимое, финансирования хватало. Да и места хорошие – много больших склонов, с которых можно отлично парить. Сейчас ко мне приходит человек и просит, чтобы я его научил. «Ну вот я вас научу, а дальше что? Сам дельтаплан плюс необходимая техника стоят не меньше полутора миллионов. Мне каждый год на свидетельство летной годности 300 тысяч нужно отдавать – это только за оформление всех необходимых документов. Есть у вас такие деньги? А где вы летать будете?»

– Как сейчас обстоят дела с дельтапланеризмом в России?

– Как только СССР развалился, прекратилось финансирование абсолютно всего. Авиамодельные кружки, которые у нас были, участвовали в чемпионатах Европы. Когда было финансирование, мы могли позволить заказывать двигатели, детали, инструменты. Везде закрывают аэроклубы, за несколько лет – свыше 200 посадочных площадок. А вот в Китае, например, за это же время открыто более 300. Китайцы с удовольствием ездят к нам, перенимают опыт, открывают у себя аэроклубы и сами начинают летать. Во всем мире сверхлегкая авиация в почете и уважении, потому что за ней будущее.

– Какие планы? Будете и дальше летать?

– Все целиком зависит от того, изменится ли ситуация в нашей стране с возможностью летать. Так или иначе свое будущее я связываю со сверхлегкой авиацией.

Дмитрий СЕРГЕЕВ